Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Игорь Реморенко: Избежать круглых прямоугольников

29 Января 2016 0:00

Не так давно на одном очень важном совещании в одном очень серьёзном месте заспорили директора школ и начальники Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор всем известен как вотчина славная известного в прошлом защитника Руси великой Геннадия Григорьевича Онищенко. Спасает народ Роспотребнадзор наш от продуктов непотребных всяких, да от вирусов и болезней с чужбинушки некстати пожаловавших, заботится о детишках малых, о стариках и пенсионерах, ограждает люд мирской от напастей всяческих. Но директорам школ, что деток малолетних воспитывают, не тем сия организация известна была. Слух о ней в жизни школьной просвещенческой совсем иным полнился. Издавал Роспотребнодзор время от времени грозную грамоту всероссийскую – «Санитарные правила и нормы» зовущуюся. Уж недосуже волнение наводила она на работников просвещенческих. Дюже много в ней требований да указов содержалось всяческих. Тысячи две параметров разнообразных исполнять требовалось – и сантиметры считать между унитазами в местах отхожих, и калории блюда каждого в трапезной школьной высчитывать, и окна к солнышку разворачивать… Пригорюнились работники школьные, да не по силу им было с напастью сей справиться. И пошёл стон по земле нашей образовательной. И стали правила сии пересматриваться, да быстро дело не спорилось…

Теперь почти уже серьёзно. Директора школ критиковали слишком подробные забюрократизированные Санитарные правила и нормы, а начальники из Роспотребнадзора боролись, как им казалось, за здоровье детей. Складывался такой диалог. Директора школ:

- Это неправильно, что в ваших санитарных правилах классные комнаты могут быть только прямоугольные. Сейчас в школьной среде многое изменилось. И в новых зданиях, и в отремонтированных старых стали появляться разные особенные дизайнерские решения. Где-то углы закругляются, где-то перегородки появляются, где-то потолки необычные. Всё это весьма органично новым методам обучения, когда учителя дают задания для работы в группах, ребята много соревнуются, играют, делают презентации, проекты и пр. И тут неизменяемое прямоугольное пространство с унылыми тремя окнами очень даже претит творческому духу современной школьной жизни.

Санитары отвечают:

- Главное, чтобы наши дети не болели. Поэтому сидеть они должны на достаточном расстоянии друг от друга. Ведь год от года всё больше людей охвачено гриппозными заболеваниями, вирусы мутируют, а вы тут про творчество. Наши исследования показывают, что как только учитель позволяет детям свободно перемещаться, тотчас они начинают болеть, вирусы распространяются от ребёнка к ребёнку, а дальше эпидемиологический порог пройден, и карантин становится неизбежен.

Не в точности так они, конечно, все говорили, но смысл был в этом. Дело кончилось тем, что один из известных экспертов от образования, который занимался также обновлением школьных программ по математике, с горяча сказал:

- Раз вы нам не разрешаете отойти от прямоугольных классов, мы в школьной математике вынуждены будем изменить определение прямоугольника. Вот прямо так и сделаем – напишем, что у прямоугольника могут быть непрямые углы и закругления всяческие. Будет у нас страна с особыми национальными прямоугольниками! Чего ведь только не сделаешь, чтобы детям на уроках было интересно.

В итоге, конечно, ни о чём толковом не договорились. Классы будут оставаться прямоугольными, а уроки скучными, санитары смущёнными, а дети всё равно больными.

Диалог этот отнюдь не уникальный. Пропасть между чиновничьей лексикой и обычным человеческим пониманием была всегда, преодолеть её невозможно. Зубодробительный язык нормативных документов изменить за год, два или даже три не получится. Логика и аргументация, значимая для граждан, и логика и аргументация нормотворчества, подчас перпендикулярны друг другу. Это глобальная проблема всего человечества, а нашей страны – в особенности. Именно у нас несколько десятков лет регламентировалось и управлялось из центра то, о чём и подумать нельзя было в других странах. Рецептура тортов, параметры работы холодильников, количество шифера на каждой школьной крыше – всё определялось в Москве. Я уже не говорю о перечне обязательных к прочтению произведений по литературе. Мы просто помыслить не можем, а как же может быть иначе.

Сформировалась гигантская система регулирования с огромным количеством параметров, отказаться от которых в самой ближайшей перспективе никак не удастся. Да и система сопротивляется. Чем более запутаны чиновничьи документы, тем проще отбояриться от претензий в непонятности и ненужности созданных регламентов. И низы не хотят ничего менять, и верхи не в настроении.

Но что в самом деле можно было бы изменить?

Учитывая, что проект этот образовательный, связан с постепенными изменениями, с обновлением представлений и норм жизни, надо начать с азов – научиться строить мосты между нормами и гражданскими интересами. Научиться пониманию. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь ясно, что чиновники не будут тратить много времени на разговоры и встречи с гражданами в ущерб многочисленным многочасовым совещаниям и отчётам. Но, тем не менее, иногда настойчивое объяснение, простой человеческий разговор позволяет в самом деле многое изменить. Наш, университет, вот например, уже не первый год организует общественные консультации по разным документам, начиная со школьных программ по физике, математике, русскому языку и другим предметам, и заканчивая всякими важными правительственными концепциями. В итоге в самом деле многое меняется – и программы, и стандарты. В системе общественных консультаций могут принять участие все желающие, но работникам образования этот покажется проще, чем всем остальным – родителям, детям, неравнодушным гражданам. Всё же есть специфика ведомственного образовательного языка.

А что мы могли бы предложить всем остальным?

Пока советуем ознакомиться со своеобразным языком смыслов системы образования. Прежде всего, это книга о главном образовательном документе – Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Здесь на простом языке изложены самые главные нормы образования. Как сначала понять суть нормы, а потом уже ознакомиться с ней в оригинальном изложении закона? Что полезного можно узнать о своих правах, когда отдаешь ребёнка в школу? Как в целом устроена вся система от детсада до вуза и дальнейшего повышения квалификации? И многое другое.

И вот ещё. Недавно появилась новая работа – «Нестандартно о стандарте» . Мы сначала её делали с некоторой печалью. Язык школьных стандартов настолько сложен, что, как нам казалось, перевести его на человеческий, подобрать ключик к пониманию, - практически невозможно. Но, по-моему, получилось очень даже весело. Говорят, что читать интересно.

Конечно, это только первые шаги, своего рода «буквари» нормотворческого диалога. Есть мечта сделать что-то подобное применительно к системе здравоохранения, масса идей по обсуждению всего в интернете, появились замыслы, как более активно заставить реагировать ведомства на казалось бы робкие законодательные инициативы. Но надо же с чего-то начинать? В противном случае в самом деле дойдём и до круглых прямоугольников. Только их и способно породить закрытое нормотворчество без реального деятельного гражданского участия.

Игорь Реморенко

https://snob.ru/profile/27400/blog/103907



Все "Событие дня"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100