Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

В университет с трех лет

28 Января 2016 0:00

Управляющий партнер One! International School Максим Натапов продолжает цикл материалов о будущем образования. В этой колонке он рассказывает, почему готовиться к поступлению в университет надо в тот момент, когда ребенку исполнилось три года, и как помочь ему стать студентом хорошего вуза.

Можно ли в России построить такую систему образования, чтобы нынешние дети смогли стать частью глобального мира? Понятно, что есть индивидуальные истории, когда ребенок получает хорошее образование, но в целом? На мой взгляд, сегодня российское образование не конкурентоспособно: наука оторвана от практики, к нам не едут учиться студенты из других стран, у нас почти нет иностранных преподавателей мирового уровня. Мой пессимизм отчасти сродни пессимизму Грефа, который говорит об отсутствии нового подхода к образованию: даже обучая детей онлайн, мы учим их по старым лекалам. И это действительно так: система больше не работает. Обучение даже в очень престижных российских вузах — это система подготовки «первого парня на деревне»; выпускник прекрасно сможет работать здесь, но он не станет активным участником мирового сообщества. И это не частная проблема, это проблема государственная — значит, и Россия не будет эффективной частью глобального мира. Как же решить эту проблему?

Я считаю, что большинства наших детей правильнее всего обучаться здесь, в России, в системе «двух дипломов», до 17–18 лет, параллельно держа в голове требования ведущих работодателей и университетов к своим сотрудникам и студентам. Первые два диплома о среднем образовании (российский и международный) ребенок может получить у нас, и это даст отличную возможность поступить в лучшие мировые университеты.

Образовательная стратегия для вашего ребенка

Сегодня мы сталкиваемся с двумя проблемами. Во-первых, дети не готовы к поступлению в хорошие международные вузы. Они не готовы ни ментально, ни языково, ни по уровню образования. А готовить к поступлению их надо было с ранних лет.

Во-вторых, это неадекватная оценка родителями собственных детей и перспектив профессии. Проблема выбора профессии возникает в средней школе, и выбор здесь в основном остается за родителями. Такой выбор часто не имеет под собой осмысленного обоснования, не учитывает талантов и интересов ребенка.

Важно понимать, что существующий сегодня спрос на профессии совершенно точно будет иным уже завтра, не говоря уже о 10- или 15-летней перспективе. Родителям кажется, что их дети — самые лучшие, но уверенности, что они смогут поступить в любой университет мира — нет. Конечно, детей надо любить. Но также нужно помнить, что развитие ребенка — это главные инвестиции. Для того, чтобы понять, во что вы вкладываете, нужно справедливо и адекватно оценить собственный «актив». Для этого есть очень хорошие методики, которые позволяют качественно протестировать детей и выстроить для них траекторию развития. Также стоит помнить, что чем раньше вы начнете понимать собственного ребенка, тем больше у него будет возможностей для гармоничного роста. Он сможет поступить в хороший вуз, а главное, впоследствии заниматься любимым делом.

Смею утверждать, что любой ребенок талантлив. Но также надо понимать, что он непостоянен, динамичен, и с ним надо уметь работать, особенно в условиях быстро меняющегося мира. Формула победителя, на мой взгляд, — это 99% труда и 1% таланта. При возможности и желании вложить ресурсы в своего ребенка можно практически каждого довести в счастливом и здоровом состоянии до любого университета. Вопрос лишь в своевременном обращении к специалистам по early career development (ECD). Тут важно отметить, что сегодня слово career имеет гораздо более широкое смысловое значение, выходя за рамки собственно карьеры в сторону личности как таковой. Мы уже видим успешные примеры такой работы со старшими дошкольниками у нас, в России, в возрасте от пяти лет.

Эффективное современное образование — это мобильное образование, или динамичная комбинация образовательных сервисов. Моя позиция заключается в том, что образование детей — это в том числе сервис для родителей. Любой взрослый человек должен иметь возможность прийти в образовательное учреждение и получить услугу или решение в комфортном для себя месте.

Мы, специалисты, должны продиагностировать ребенка, объяснить его особенности, обозначить возможности, согласовать с родителями образовательную стратегию. Горизонт планирования не может ограничиваться рамками «посмотрим по итогам четверти», он должен создаваться на 15 лет вперед. Только так ребенку будет комфортно расти. Верно выбранные направление и темп позволят не делать выбор за ребенка, а дать ему возможность самому стать студентом хорошего вуза, дойдя до высшей школы здоровым, гармоничным и счастливым.

Что такое образовательный стандарт IB

Чтобы понять, насколько правильно учат вашего ребенка, нужно посмотреть в его тетради и спросить, чем он занимается в школе или детском саду. Если вам кажется, что преподавание в школе не дотягивает до нужного уровня, то есть, например, образовательный стандарт IB, которому уже более 40 лет и по которому учатся около миллиона школьников во всем мире. Несмотря на то что этот курс рассчитан в первую очередь на учеников средней школы, его методы применяют к образованию и самых маленьких детей, обеспечивая необходимую преемственность. IB для них — это развитие кросс-дисциплинарных навыков в рамках проектной и исследовательской работы. Нас очень радуют сегодняшние успехи дошкольников и младших школьников, занимающихся по этой методике в One! International School.

Для малышей это может выглядеть так: тема исследования — «Дом». На уроке информатики они ищут свой дом в Google Maps, находят его. На уроке чтения они описывают дома или читают про них, на уроке математики считают их площадь или периметр… Полученные таким образом знания ребенка — это не набор разрозненных фактов, а часть его жизни, часть его самого, при этом и процесс обучения идет веселее, быстрее и гармоничнее.

Хорошее образование — это очень дорого?

Многим кажется, что если требования к образованию высоки, то на него придется тратить огромные деньги. Это не так. Есть несколько сценариев, которые позволят существенно сократить расходы — некоторые из них доступны уже сейчас, другие из прогнозируемого будущего совсем скоро станут настоящим.

1. В самое ближайшее время мы ожидаем открытия в России кампусов международных университетов. Уже сейчас идут кулуарные разговоры о том, кто будет первым и когда это случится. Для студентов это означает значительное снижение стоимости образования: не надо тратить деньги на проезд и устройство жизни в другой стране.

2. Развитие онлайн-образования — не совсем в том виде, котором оно существует сегодня. Ведущие университеты мира начали выкладывать почти все свои лекции в интернет: это и Stanford, и MIT, и образовательные курсы «Сoursera». Причем выкладываются не просто курсы, а целые модули. Все это снижает цену на образование и делает его доступным в разы. Совсем скоро появятся качественные программы, которые сочетают и онлайн, и оффлайн-образование.

3. Государственные программы, которые позволяют талантливым детям учиться в различных университетах мира. Речь и о зарубежных грантах и стипендиях, и о нашей программе «Глобальное образование», которая запущена Министерством образования еще в 2014 году и которая финансирует наших студентов. Сейчас эта программа испытывает недобор абитуриентов. Почему? Об этом — в следующих текстах.

https://snob.ru/selected/entry/103696



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100