Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Патриотическое воспитание: очередная пятилетка

18 Января 2016 0:00

В конце 2015 года российское правительство утвердило государственную программу патриотического воспитания граждан РФ на ближайшие пять лет. Текст постановления №1493 от 30.12.2015 об утверждении госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» был опубликован на сайте правительства 2 января 2016 года.

В течение ближайшей пятилетки на воспитание патриотизма у всех возрастных групп и социальных слоёв российских граждан, отдавая приоритет молодёжи, планируется потратить 1,66 млрд рублей, причём большую часть средств (1,57 млрд рублей) – из федерального бюджета. Начиная с 2001 года, это уже четвёртая утверждённая программа по патриотическому воспитанию.

Координировать реализацию программы и распределять средства будет Росмолодёжь, которой предстоит ежегодно отчитываться перед кабинетом министров о ходе реализации программы. Основными исполнителями, помимо Росмолодёжи, станут Минобрнауки, Минобороны и Минкультуры России, соисполнителями – целый ряд министерств и федеральных агентств и служб. К участникам программы отнесены Росвоенцентр, ДОСААФ, Российское военно-историческое общество и другие организации.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание определяется в утверждённом документе как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Цель реализации программы – создание условий, в которых вырастет ответственность граждан за судьбу страны, консолидируется общество, граждане проникнутся чувством сопричастности к великой российской истории и культуре, будут любить Родину и семью, причём проявлять свою любовь активно и деятельно.

Результатом реализации программы должно стать «формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны».

Что будет делаться

Согласно утверждённому документу, работа будет вестись по пяти основным направлениям.

1. Научное и методическое сопровождение патриотического воспитания (мониторинг эффективности, отработка методологии изменения уровня патриотического воспитания, разработка новых методик, подготовка методических рекомендаций, совершенствование нормативно-правовой базы и т.д.).

2. Совершенствование уже хорошо зарекомендовавших себя методов работы и взаимодействия различных ведомств, государства и общества в направлении укрепления гражданской солидарности и нравственности, воспитания уважения к истории и культуре страны, к Конституции РФ, гражданскому и воинскому долгу, добросовестному труду на благо Отечества, формирование интереса к гуманитарным и естественно-географическим наукам, привлечение к работе ветеранских организаций, деятелей культуры и искусства. Развитие интереса к истории России, в том числе военной, в программе отдельно не выделено, однако ему отводится значительная часть документа. В ближайшие пять лет планируется продолжить формирование уважения и внимания наших сограждан к героическим страницам российской истории, сохранение памяти о подвигах и деятельности значимых исторических личностей. Также планируется популяризовать подвиги российских героев, в том числе Георгиевских кавалеров и Героев Советского Союза, рассказывать о событиях, ставших основой для памятных дат.

Патриотическое воспитание. Советский плакат3. Военно-патриотическое воспитание граждан, укрепление престижа службы в Вооружённых Силах РФ (формирование готовности к защите Отечества, развитие деятельности военно-патриотических объединений, стимулирование занятий спортом, активизация взаимодействия образовательных организаций и воинских частей). Согласно тексту программы, к 2020 году ожидается «значительное повышение уровня военно-патриотического воспитания граждан».

4. Развитие волонтёрского движения (вовлечение максимального количества граждан в волонтёрскую практику, привлечение экспертов к деятельности по нейтрализации попыток фальсификации отечественной истории). Предполагается, что будет достигнута высокая вовлечённость граждан в волонтёрскую деятельность, при этом появится «единая система взаимодействия» между волонтёрскими организациями.

5. Информационное сопровождение (освещение событий, активность в интернете, создание сайтов, выпуск книг, фильмов, игр, телепрограмм). Доля граждан, информированных о мероприятиях программы, должна вырасти к 2020 году в три раза.

Разработчики документа предусмотрительно отметили, что осуществлять реализацию программы придётся «в сложных условиях экономического и геополитического соперничества», а также что достижение целевых показателей будет зависеть от объёмов финансового обеспечения программы. Тем не менее, целевые показатели для оценки деятельности ответственных за реализацию программы федеральных и региональных органов исполнительной власти в документе присутствуют, их одиннадцать штук и касаются они количества субъектов РФ, в которых приняты соответствующие программы, количества региональных центров патриотического воспитания, доли образовательных и волонтёрских организаций, вовлечённых в программу и так далее.

«В целом программа довольно грамотная и всеобъемлющая, только вот выбор целевых показателей несколько удивляет, – комментирует документ заместитель директора Центра экономического развития и сертификации ИНЭС (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Эффективность реализации любой программы или стратегии, и этому мы учим управленцев различного уровня в рамках учебных программ ИНЭС, должна оцениваться по степени приближения к поставленным целям, а не по количеству проведённых мероприятий и даже не по количеству их участников. Создание военно-патриотических клубов, информирование граждан о мероприятиях – это не цели, а инструменты, а оценивать хочется всё же результат – настрой российских граждан, их отношение к своей стране. Недаром глава Счётной палаты Татьяна Голикова всё время жалуется: оценить эффективность реализуемых госпрограмм практически невозможно. Вроде бы, выполнены все целевые показатели, а что это дало в итоге и дало ли вообще – понять нельзя. А средства между тем планируется израсходовать немалые».

«Оставим формирование KPI на совести авторов документа, а оценку эффективности реализации программы доверим Счётной палате и активистам ОНФ, – говорит директор ЦЭРС ИНЭС Роланд Шарифов. – Для нас очень важно и значимо, что на государственном уровне признаётся важность формирования у наших сограждан интереса к военной истории, противостояния её искажениям. Мы рады, что один из участников программы – Российское военно-историческое общество, стратегический партнёр ЦЭРС. Что бы ни шипели сторонники либерализма и демократии об идеологической накачке, в условиях, когда регулярно делаются попытки заставить молодёжь стыдиться прошлого своей страны, любая деятельность в направлении популяризации российской истории, сохранения памяти о героическом прошлом России будет востребована. Мы с полным правом считаем, что издавая и максимально широко распространяя книги серии «Военная история Российского государства», делаем дело государственной важности».

Добавим, что эффективность реализации программы патриотического воспитания напрямую будет зависеть и от того, насколько патриотичными будут действия и поступки руководителей страны, лиц, занимающих высокие посты, популярных артистов, писателей, музыкантов, всех тех, кто формирует образ мышления и настрой российских граждан. Для того, чтобы расшатать патриотический настрой, не обязательно фальсифицировать историю, достаточно демонстрировать наплевательское отношение к настоящему и будущему России. Высказывания Германа Грефа на Гайдаровском форуме о том, что Россия – дауншифтер, что мы отстали, проиграли и т.д., на наш взгляд, абсолютно недопустимы.

Патриотизм – это не лозунги и слоганы, не количество военно-патриотических клубов или проведённых мероприятий. Патриотизм – это прежде всего уважение к себе, в сколь бы сложной ситуации ни оказывалась страна, в которой мы родились и живём. И приходит оно не от символов, а от учителей, родителей, в его основу ложатся примеры, увиденные в реальной жизни - по телевизору или просто «в окно». И это точно не выступление Грефа и не новогодний корпоратив Чубайса (Роснано). Так что борьба с фальсификациями прошлого без борьбы с искажением и очернением настоящего будет, к сожалению, если и не бессмысленна, то крайне сложна. Об этом в принятой программе стратегического воспитания, увы, нет ни слова.

Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3094#ixzz3xa4P1vF5




Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100