Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Елена Осипова: Аналитические записки с Гайдаровского форума-2016

18 Января 2016 0:00

Аналитические записки с Гайдаровского форума-2016

Панельная дискуссия «Дети в период кризиса. Как сохранить и улучшить дошкольное и школьное образование?»

Вызовы:

    1. Взаимодействие регионов и федерального центра в условиях кризиса. Какова его новая конфигурация?

    - Сегодня две основные группы регионов. Первые - добросовестно исполняющие указания центра, региональные инициативы практически невозможны к реализации. Вторые – реализующие собственные идеи, проекты, инициативы в первую очередь, во вторую - указания федерального центра.

    Необходимые управленческие шаги со стороны федерального центра:

    - Дифференцированная политика в отношении регионов с учетом их особенностей - это необходимый шаг в условиях нашего государства. (крупного территориально, климатически, ментально ит.д.);

    - Кризисные ситуации в экономике приводят к необходимости большей самостоятельности. Предприимчивость, рациональность, оперативность деятельности образовательных организаций возможны в поле разумного контроля. Необходима поддержка социального предпринимательства (вместо заданий). При недостатке средств надо развивать инициативу.

В условиях недостатка финансирования необходимо более рационально распределять средства федеральных субсидий. Не «всем по-немногу» (как пример, 20 млн.руб. на все субъекты), а адресно, с учетом специфики региональных потребностей и возможностей.

    И.М. Реморенко: «Недостаток централизованного финансирования может привести к издержкам их использования в регионах. Так формируются очаги неэффективности, происходит сворачивание хороших инициатив».

    В.А. Болотов: «Выход видится в сохранении федерализма и развитии гражданских институтов общества. ( В трудные времена, когда у государства недостаточно средств, общество должно разделить ответственность за судьбу образования)».

    И.Д. Фрумин: «Чем беднее страна, тем ниже социальная активность населения». К сожалению, есть риск снижения активности социальных институтов в сфере образования».

2. Проблематика регионов сегодня:

- Усиление контроля всех ведомств представляет угрозу не только развитию, но и функционированию школ и д.с.

Вал проверок вновь открываемых и действующих школ и детских садов захлестнул образовательные организации и приводит к смещению акцентов в деятельности образовательных организаций с непосредственно педагогических аспектов на обеспечивающие.

Предложения: свести проверки в единый график или устроить «надзорные каникулы» для образовательных организаций (при отсутствии серьезных замечаний).

Независимая оценка качества образования, общественный контроль должны заместить действующую систему контроля или встроиться в нее?

- Сложная ситуация с исполнением обязательств по заработной плате педагогов. Дотационные регионы пойдут в решении этой проблемы через увеличение нагрузки учителей? Это высокие риски социального напряжения и снижения качества образования.

- Проблема строительства новых детских садов и школ. В этом реальная необходимость для регионов. Что надо предпринять в условиях кризиса для решения задачи переполненности школ? Один из выходов – развитие и поддержка частно-государственного партнерства. Сегодня инвесторы, вложившие деньги в строительство объектов для образования, оказались в зоне высокого риска.

- Частные образовательные организации. Сохранится ли достигнутый уровень бюджетного финансирования? Возможно ли решить проблему с жестким контролем со стороны различных органов и ведомств? Как можно использовать возможности частного сектора в условиях кризиса? Сегодня практически отсутствует конкурентная среда в сфере дошкольного образования между муниципальными и частными организациями. Обозначена проблема недостатка уровня экономической квалификации у региональных министерств для организации межсекторного взаимодействия.

- Низкий статус муниципальных органов управления образования (финансирование, полномочия, квалификация работников).

Рачевский Е.Л.: «А нужны ли сегодня муниципальные управленческие структуры в образовании?»

3. Кризис ставит нас в позицию выбора: Свобода или унификация?

Мы в точке бифуркации.

В условиях кризиса с унификацией выжить легче. Единые учебники, единая форма и т.д -несколько о отражений вызова. Что мы выбираем?

Рачевский Е.Л.: «Денег нет – свободой возьмешь?»

4. Только одна из позиций ПНП «Образование» реализована сегодня в обратном направлении от заявленного - самостоятельность школ.

5. Кризис как время новых возможностей. Есть ли новые возможности в кризисные времена? Как видит свою перспективу бизнес в следующем этапе взаимоотношений с образованием?

    Межрегиональная ассоциация частных дошкольных организаций видит новые возможности в поддержке и развитии саморегулируемых организаций. Может, обратиться к механизму саморегулирования как к механизму, обеспечивающему успешный выход из возможного кризиса образовательных организаций?

    6. Кризис как катарсис. Кризис позволяет понять: «Что действительно имеет ценностный смысл для образования?».

7. Оплата труда занимает все большую долю в финансировании образования.

Соответственно, все меньше средств остается на финансирование условий в образовательных организациях. Исключительно важный вопрос: как в условиях кризиса сохранить достигнутый уровень материально-технической базы в образовательных организациях? Какие ресурсы мы привлечем для сохранения достигнутого уровня? Возможна ли в этих условиях легализация различных дополнительных сборов или они, в случае запретов, перейдут в «серую»зону и превратятся в объект репрессий. В любом случае, сегодня необходимо пересмотреть роль попечительских советов в образовании.

Елена Осипова,

заместитель директора ИПОП "Эврика"



Все "ИнтерВести"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100