Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Что общего между "Алкоголеведением" и "Экологией"

14 Января 2016 0:00

Депутаты Госдумы опять собираются изменить сетку школьного расписания. Сразу же после январских каникул они планируют приступить к обсуждению вопроса о введении предмета «Экология» в школах. По мнению депутатов, такие уроки нужны, чтобы школьники научились с детства любить природу.

Краткий экскурс в историю предмета показывает, что никакая другая школьная дисциплина не претерпела, пожалуй, столько перемен, сколько «Естествознание». Все начиналось с «Естественной истории», подготовленной адъюнктом Академии наук В.Ф. Зуевым и узаконенной как обязательный школьный предмет… в 1782 году. Экологические аспекты, а тем более воспитательные смыслы, на тот момент этот предмет вообще не предусматривал.

На рубеже времени царствования Александра I и Николая I естествознание вообще не существовало как учебный предмет. Тем не менее в отдельных учебных заведениях естественная история сохранилась вплоть до 1852 года. В основном это были военно-учебные заведения. Первым из авторов, кто увидел в предмете необходимость знакомства учащихся с жизнью растений, стал Владимир Даль. В содержание его учебника были чуть ли не впервые включены сведения экологического характера. Но его учебник не вошел в широкую практику преподавания естествознания в российской школе.

В 1864 году в России случилась школьная реформа. Это было время исключительного интереса к вопросам образования. За короткий срок появилось большое количество педагогических журналов. Был разработан проект учебного плана, согласно которому основная цель гимназий звучала как «дать учащимся «общечеловеческое» образование, не преследуя узких практических задач». Проектом предусматривалось преподавание естествознания в каждом классе от 2 до 4 часов в неделю. Этот проект был высоко оценен педагогами, но реализовать его не успели. В результате на обучение естествознанию отвели всего лишь два часа в неделю и только в младших классах гимназии (для сравнения: количество часов на изучение древних языков было 4–6 часов во всех классах). Значительное развитие идеи экологического образования произошло в 1840-х годах. На первое место тогда выходили методы преподавания, воспитывающие самостоятельность мышления, познавательный интерес, наблюдательность и т.д. Но в 1877 году учебный предмет «Естествознание» вновь был исключен из программ средней школы вплоть до 1901 года.

Кто помнит советскую школу, тому памятен предмет «Природоведение» с его научным подходом к природе. Затем – «Естествознание». И, наконец, сегодняшний – «Окружающий мир». Сегодня экология – модный тренд во всем мире. Заинтересовались темой и в России.

Как напоминают нам депутаты, президент страны Владимир Путин подписал указ об объявлении 2017 года Годом экологии. В конце декабря 2015 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ выпустило государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году». Но уже очевидно, что депутаты рассматривают тему экологии в школе исключительно как предмет заботы человека об окружающей среде. В то время как в других странах предмет рассматривается в аспекте обучения гораздо шире. На это стоит обратить внимание. Тем более если депутаты намерены воспитать молодого человека так, «чтобы он не мусорил в общественных местах».

Что любопытно, тенденция реагирования на злободневные темы немедленным вводом какого-нибудь предмета в школьные программы сохраняется вот уже на протяжении долгого периода. Кстати, в этом просматривается даже некоторая историческая закономерность и преемственность.

Недавно ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко разместил в социальных сетях цитаты из учебника 1914 года. Речь идет о предмете «Алкоголеведение на уроках арифметики» и учебниках к нему. Предмет, как и сам задачник, посвящены противоалкогольной пропаганде. Как написано в предисловии к учебнику: «Значение рационально поставленного противоалкогольного просвещения в школе вряд ли может быть кем-либо серьезно оспариваемо». Как говорится, ничего здесь не добавишь.

Школа всегда реагировала на злободневные темы общества. Будь это пьянство, или, как сегодня, – замусоривание наших городов.

Независимая газета



Все "Комментарии"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100