Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Алексей Куляпин комментирует события с 20 по 26 января: «Дежурным по школе был не раз, стал сетевым дежурным…»

27 Января 2014 0:00

С начала недели зима полностью вступила в свои права по всей России. Россияне рады генералу Морозу. А у директоров дежурная головная боль: уборка снега, сосулек, наледи… Но не дежурная, юбилейная (пятая), возможность участвовать в замечательном российском конкурсе «Директор школы» — оформить в эссе результаты инновационной деятельности в институциональные нормы для своей школы и сделать их публичными для всей России. Я участвовал в четвёртом конкурсе, на себе испытав внимание бизнеса к образованию, и считаю, что конкурс стал ещё одним эффективным механизмом становления гражданского общества. Поэтому присоединяюсь к Денису Бухарову, который обратился к директорам школ с предложением принять участие в стартующем на следующей неделе пятом конкурсе. Директорам школ, которых член Общественной палаты Сергей Волков сравнил с капитаном Тушиным, предстоит обеспечить успех продолжающейся баталии модернизации российского образования.. Задачки все усложняются.

1. На неделе президент России Владимир Путин встретился с молодежью, которая строит карьеру, преобразуя мир высоких технологий в оборонной промышленности.

2. Госдума рассмотрела во втором чтении законопроект о льготах для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при поступлении в вузы.

Законопроект предполагает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право поступить на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджета в пределах установленной квоты, при условии успешной сдачи экзаменов. Пмнению члена комитета Григория Балыхина, законопроект вступит в силу уже этим летом, идети-сироты смогут воспользоваться новой льготой. При этом он обратил внимание, что депутаты предлагают вернуть льготы для сирот, поступающих в вузы, не навсегда, а только на три года — до 2017 года. "Это необходимо для того, чтобы понять, как абитуриенты ими воспользуются, если, конечно, вообще воспользуются. Не секрет, что детям-сиротам сложнее учиться и справляться с огромным объемом знаний. Мы все же надеемся, что они воспользуются своим правом и закончат бесплатные подготовительные отделения, организованные в вузах. Это поможет им адаптироваться к системе обучения в вузе, поможет в подготовке к первой экзаменационной сессии", — сказал парламентарий.

Балыхин также сообщил, что федеральное Минобрнауки в течение этих трех лет будет изучать, сколько детей идут на подготовительные отделения, а сколько поступают сразу на первый курс, как справляются с первой сессией. "Кроме того, необходимо проследить, как используется квота — не "теряют" ли вузы бюджетные места", — добавил он.

Законопроект также устанавливает, что выпускники специалитета могут продолжить на конкурсной основе обучение в магистратуре, которое не рассматривается как получение ими второго или последующего высшего образования. Как пояснил Балыхин, это касается прежде всего получивших диплом о высшем образовании до разделения на бакалавриат и магистратуру и специалитет.

3. Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил запустить программу по капитальному ремонту и строительству школ по завершению аналогичной программы по детским садам.

Кабинет министров рассматривал промежуточные результаты проекта по модернизации региональных систем общего образования. Целей у начатой еще в 2011 году программы было много, начиная от создания современных условий для школьного обучения и заканчивая материальным положением российских учителей. Все они, как доложил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, достигнуты. "Мы создали неплохую базу для развития российской школы", - согласился глава правительства. С 2011 по 2013 год в отечественное общее образование вложено только из федерального бюджета 120 миллиардов рублей, еще 30 миллиардов профинансировали регионы.

«Несмотря ни на какие проблемы, колебания в экономическом развитии, модернизация регионального образования финансировалась в этот период в полном объеме», — заявил Медведев. Правительство уделяло особое внимание оснащению школ современным оборудованием, новым программным обеспечением, внедрению электронных образовательных средств. Для школьных нужд было закуплено 9 тысяч школьных автобусов, что позволило решить проблему транспортной доступности школ. Наконец, почти в половине общеобразовательных учреждений провели ремонт, а пятую часть школ вообще отремонтировали капитально. Но работы впереди еще много, и продолжаться она будет до 2020 года.«К 2020 году численность школьников возрастет еще на 2,5 миллиона человек», — подчеркнул министр Ливанов. Сегодня четверть школ по-прежнему работают в две, а где-то и в три смены. Поэтому, указал Дмитрий Медведев, надо больше внимания уделять приведению школ к современным стандартам. Между тем, большинство общеобразовательных учреждений страны построены в 70-х годах прошлого века, 633 здания находятся в аварийном состоянии, еще больше требуют капитального ремонта.

«Нам необходима программа капитального ремонта школ, и в случае необходимости, если капитальный ремонт невозможен или нецелесообразен, — строительства новых школ по типовым проектам», — заявил премьер-министр. — Я предлагаю такую программу реализовать после программы по детским садам».Еще одно достижение трехлетней работы — повышение зарплат учителям. Задача заключалась в том, чтобы в каждом регионе она была доведена до среднего уровня оплаты труда по экономике каждого региона.

«В большинстве субъектов эта задача выполнена», — подтвердил Дмитрий Медведев.Так и есть. В сравнении с 2011 годом учительские оклады выросли в 1,7 раза. По данным Минобрнауки России, средняя заработная плата выросла с 15,9 тысячи рублей в 2011 году до более чем 28 тысяч.

«Конечно, это усредненные цифры, но самое главное здесь — не потерять человека и обращать внимание на те регионы, где еще не все благополучно», - уверен премьер-министр.

Кадры не только не уходят из системы образования — в школы стало приходить больше молодых педагогов. "Повышение зарплаты реально повысило экономический статус учителей, изменило их социальное самочувствие, позволило привлечь в школы молодежь", — заявил Дмитрий Ливанов. Доля молодых учителей со стажем до пяти лет выросла с 8 до 13 процентов. В количественном выражении молодых педагогов стало больше на 20 тысяч человек, а педагогические специальности снова набирают популярность среди абитуриентов.«Повышение заработной платы учителей сделало возможной реализацию масштабной программы льготной ипотеки для молодых учителей», — сообщил министр образования Дмитрий Ливанов. Если в 2012 году среди участников этой программы было всего 2,5 тысячи семей, то в 2013 году уже более 7 тысяч.

Подключение школ к интернету было еще одним важным пунктом программы модернизации системы общего образования. 98 процентов школ имеют устойчивый выход в интернет. По оставшимся учреждениям министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров предложил немного сместить приоритеты в сторону школ в малонаселенных пунктах.

«Эта услуга будет новая, скоростная, это тоже потребует определенных средств, — сказал министр. — Мы должны посмотреть тарифы, насколько они умещаются в существующие бюджеты, провести работу с операторами связи».

Дмитрий Медведев предложение в целом поддержал, а министр Никифоров сообщил, что в течение ближайших лет планируется полностью обеспечить доступом к широкополосному доступу в интернет все населенные пункты страны от 250 жителей и выше.

Всю неделю продолжались баталии в Украине. Погибают люди. Молодые вандалы и сторонники евроинтеграции плохо представляют, к каким результатам приведут их действия. Можно считать, что модернизация образования в Украине опоздала. И нам растягивать модернизацию нельзя. Экономические проблемы Украины настолько обострены, что российские школьные учителя отправляют часть зарплаты украинским педагогам.

Что дальше?

Алексей Куляпин,

директор школы №135, г. Пермь



Все "Дежурный по стране"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100