Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Владислав Редюхин комментирует события с 13 по 19 января: "Сетевой профессионализм – это что?"

20 Января 2014 0:00

Впервые заранее за неделю вперед узнал, что дежурить буду. Вот и подумал: а что если привлечь к анализу событий за неделю других желающих коллег из сети? Взял и написал в группу «Вести образования» на Фейсбуке про коллективное дежурство: «Как считаете, может, это прямо тут случится, и у нас с вами получится?»

Что в итоге получилось - вам судить, но сразу хочу сказать, что легче мне самому от этого не стало. Сами смотрите. Да, информации в сети много… И вся она авторская - в том смысле, что кем-то лично размещена. Но что предпочесть? Если исходить из своих личных интересов директора школы в прошлом, то мне понравился открывшийся на этой неделе на портале Youtube видеоканал «Директор школы». http://www.youtube.com/channel/UCbftsND1mWOFgVvQglZIlfg.

Там уже сейчас можно не только посмотреть мастер-классы хорошо знакомых Сергея Волкова, Ефима Рачевского, Юрия Ээльмаа и Зинаиды Смирновой, но и с новичками интересными познакомиться, такими, как Наталья Шкорина, директор СОШ №319 Петродворцового района Санкт-Петербурга. Модерирует портал известный в сети Павел Антошкин, так что все ваши личные обращения не останутся без ответа. Действительно хороший сетевой ресурс повышения педагогического профессионализма.

Если же смотреть и выбирать по масштабам события, то это проект Концепции поддержки развития педагогического образования, который опубликовал на фейсбуке Игорь Реморенко http://ge.tt/6d1IWuE1/v/0. На сайте Московского городского педагогического университета http://www.mgpu.ru/news.php?news=11541 появилось приглашение к обсуждению проекта. Обсуждение требует другого формата, чем «дежурство по стране». Правильно пишет Мария Гончар: рассмотрение должно быть всесторонним. Но как консультант по управлению сразу же могу сказать, что точно так же, как дошкольный стандарт лучше предыдущих, то и эта Концепция почти идеальна - как по структуре, так и по содержанию. Типологизированы три поэтапные проблемы, сформулированы подходы, приведены 25 направлений реализации. Шик и блеск. Так почему в моей душе не утихают сомнения?..

Дело в том, что анализ концепций разного уровня (не только образовательных) и последующих программ их реализации, вплоть до планов мероприятий, оформленных в "дорожные карты", показывает, что реализация стопорилась на уровне "управленцев среднего звена"... Еще не доходя до директоров школ и руководителей организаций, на уровне местного самоуправления, на муниципальном уровне, который не входит по ст. 12 Конституции РФ в "органы государственного управления". Так что "образование" для муниципального управления – это всего лишь одна из затратных отраслей и ведомств. А через это сито негативных чиновничьих установок тысяч "управленцев среднего уровня" и пройдут все заявленные в концепции замечательные идеи. И тысячи подготовленных педагогов будут ориентироваться не на далекий федеральный уровень, а на близкого чиновника, который судить будет не "по закону", а "по понятиям", как он сам их лично понимает... Потому что сегодня господствует "ручное управление", управление "по ситуации": пожар вспыхнул, нужно тушить, а под «стратегией» понимается "что потом делать будем", а не "как нам ДУМАТЬ про то, что делать будем". Любые нормативы сверху утонут в рутине традиционной практики управления. Поэтому начинать надо с обучения, с передподготовки и повышения квалификации местных управленцев, а не с педагогов и учителей... Надо срочно возобновлять начатую десять лет назад реформу государственной и муниципальной службы, которая десять лет назад "намертво" заморозилась все из-за того же содержания образования. А теперь уже – из-за содержания образования управленцев. Чему сегодня управленцев учить надо, если они уже и так сами хорошо знают - и как тексты концепций и программ писать, и что со взятками и коррупцией делать? Теория и концепция учат одному, а жизнь на практике совсем другому. Кого чиновник от управления слушать в первую очередь будет?

В этом же русле лежит новость от Любови Туз, о том, что в Республики Адыгея 25 декабря 2013 года Государственным Советом принят Закон «Об образовании», предусматривающий отнесение к полномочиям Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в сфере образования создание, реорганизацию, ликвидацию образовательных организаций Республики Адыгея, осуществление функций и полномочий учредителя образовательных организаций Республики Адыгея». Эта реализация второго пункта восьмой статьи нового Закона «Об образовании» о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования может упростить механизмы прямого бюджетного финансирования образовательных организаций и устранить нецелевое и неэффективное расходование бюджетных средств.

А вот после того, как учредителем школ становится государство, то возникнет вопрос о статусе педагогического работника, который сегодня не является ни государственным, ни муниципальным и профессионально независим. Что потребует государство взамен и дополнительно к профессиональным стандартам? Идеологической лояльности и отсутствия оппозиции? Сокращения неуемного педагогического творчества? Или оно может вполне резонно сделать следующий логичный шаг и придать учителю статус государственного чиновника, как это сделано, например, во Франции.

Иногда связи новостей в сети с другими событиями не столь очевидны. Вот незаметное сообщение, в котором Алла Осипова из команды "Квартет" просит откликнуться команды, которые не определились с заказом для возможного сотрудничества по обмену и выполнению технического задания. http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=2142&

За этим незаметным объявлением стоит четыре года совместной работы сотен учителей в Турнире «Команда2Команда» по реализации обозначенного в Концепции педобразования как «Разработка и апробация системы независимой профессиональной сертификации педагогов, получивших педагогическое образование в разных программах подготовки; создание общественно-профессиональной системы оценки качества педагогических программ». В Турнире педагоги работают командами, они сами выбирают тему, в которой хотят совершенствоваться , анализируют проблему, пишут технические задания, которые потом совместно выполняют, а отчеты коллективно экспортируют. Работать так, на самих себя, а не на готовую программу нелегко, но очень интересно… Дело за малым - учесть это творчество и саморазвитие как прохождение государственно-общественной аттестации.

Лежит все это в русле «социального предпринимательства» http://cloudwatcher.ru/social-entrepreneurship/ и становления педагога как «человека-потребителя» и «человека-производителя» одновременно, которое не удалось обсудить за 60 сообщений в группе «Вести образования»? Разумеется, без «образовательного предпринимательства» и его инициатив не обойтись. Но педагогический профессионализм и его совершенствование - вечная тема. Только сегодня он еще приобретает и «сетевой привкус». Государство одной рукой продолжает крепить «вертикаль власти», стремясь к «единому образовательному пространству». Другой рукой оно не может не учитывать тенденции «сетивации», даже в проекте Концепции педобразования несколько раз повторено о «новых формах практики и механизмах сетевого взаимодействия»

Смогут ли эти две взаимоисключающие тенденции развиваться «на «встречных потоках»? Это от каждого из нас и от всех вместе зависит. Несомненно, и то, что к дежурству по стране можно готовиться вместе и в сети. Первый блин сетевого профессионального взаимодействия, на мой взгляд, не комом.

Хотите читать хорошие вести? Создавайте их сами.

Владислав Редюхин,

консультант по управлению, Аналитический центр «Концепт», г. Москва



Все "Дежурный по стране"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100