Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Михаил Кушнир комментирует события с 18 по 24 ноября: «Приближение декабря неизбежно накладывает отпечаток на восприятие окружающей действительности…»

25 Ноября 2013 0:00

Сырая пасмурная затянувшаяся осень давит в сон. Лучше всего резонируют раздражительные и депрессивные ноты. Позитив воспринимается со скепсисом.

Надо продержаться еще месяц до зимнего солнцестояния, там банковская, а за ней деловая жизнь начнут замирать, внимание переключится на приближающиеся праздничные каникулы, с которых начнется нарастающий позитив нового годичного цикла. Я на этой неделе был преимущественно наблюдателем событий, активно отражаемых и обсуждаемых в сети, и с нетерпением ждал ее окончания. Зная, что мне на этой неделе дежурить, я копил разные ссылки, но сейчас мне расхотелось их подробно пересказывать. Поделюсь наиболее заинтересовавшими публикациями и общим впечатлением от прочитанных и обсужденных в сети.

Прошедшая неделя началась выяснением подробностей трагической катастрофы самолета. Оптимизма частым командировочным они не прибавили. Да и не только командировочным: очередной раз выяснилось, что управляют люди не сервисом для людей, а своими капиталами. Мы для них не предмет заботы, а источник дохода.

К сожалению, и на этой неделе не обошлось без трагедий – обрушилась крыша крупного магазина в Риге. Люди бьют тревогу о возможной катастрофе с домами на Ленинградке рядом с новым туннелем.

Много конференций, знаковых встреч по образовательной тематике. От происходящего вокруг образования голова идет кругом и напоминает воронку: все в динамике, но ничего не меняется. Но в любой момент микроскопическое вмешательство может всю эту бурлящую массу направить в совершенно непредсказуемое направление, сметая все на своем пути. Поэтому всем, кто боится движения вперед и испуганно мечтает загнать образование обратно в единый строй, я не завидую. Это стремление можно понять, но нельзя принять. Истории с изъятием книг из школьной библиотеки прокурором, с едиными курсами истории-литературы, с ограничениями интернета – это все испуг перед нарождающейся новой системой образования. Испуг – деструктивная для выживания реакция. Чем быстрее придет осознание неизбежности новой системы, тем раньше можно начать ее осознанное проектирование и строительство вместо выстраивания заборчиков на ее пути. Именно из-за таких спонтанных и несистемных преград проблем будет возникать все больше и больше, а энергия будет прорываться в самых неожиданных местах и не всегда продуктивных.

Заметным событием стала встреча литераторов, в которой участвовал Президент. Одни ее демонстративно ингорировали, пытаясь повлиять на политическую обстановку. Другие, наоборот, использовали повод, чтобы донести свою позицию до самого верха. Возможно, я не прав, или это проявления разных темпераментов, но считаю первичным для продуктивных внешних изменений внутренний настрой, а не внешние проявления. Если кого-то не приемлешь – не встречайся. Если есть дело, которое считаешь возможным и полезным с кем-то решить, – решай. А судить-рядить вокруг будут в любом варианте, как и обсуждать реакцию на твою активность. Важнее всего, зачем, с какой целью человек действует, а не как он действует. Если ошибся – простят, если просто выпендривался – нет.

Важным для упоминания поводом считаю статью Игоря Реморенко о своих недавних коллегах по Минобрнауки РФ. В ситуации массового обструкционизма всего официального, и этого министерства особенно, он весьма уважительно и по-доброму описал руководителей направлений. Мне это очень понравилось: человек сознательно подставляется под жесткую критику, поддерживая своих коллег и продолжая тем самым нести ответственность за свои действия на предыдущем посту. Как принято комментировать в сети – респект и уважуха!

С другой стороны, это подтвердило мое ощущение от короткого периода работы в Департаменте образования Москвы – есть люди хорошие, квалифицированные и заинтересованные, а работать продуктивно невозможно. Носорог какой-то. И вывод тот же самый: значит, система неработоспособна, если хорошие люди не могут продуктивно решать насущные проблемы.

И та же мысль, но уже про всю нашу государственную машину, прозвучала в захватывающем интервью с профессором МГУ им. Ломоносова В. Твердисловом (http://www.city-fm.ru/programs/issues/show/433852.html). А привлекла меня эта публикация заголовком, который очень хорошо резонировал со словами моего покойного учителя физики В.В. Бронфмана – «Школа наша преподает 50–летней давности знания, а вузы 30-летней». Правда, мой учитель был жестче, он считал, что в школе преподается средневековая наука, а нужно преподавать современную. И старался за это бороться. Кстати, делал это в ИТЭФ, за который до сих пор идет борьба. В интервью весьма важным мне показалось представление профессора о том, чему должна учить школа: «Нужно обсуждать базовые, коренные вещи в науке и в образовании. Так вот в образовании сейчас совсем неправильная ситуация, когда делают на потребу. Образование жестко должно быть ориентировано на изучение трудных фундаментальных вещей, а не совсем на американский вариант этого: как себя вести среди сверстников в период полового созревания.» Я после этой статьи оказался в двойственном положении: с одной стороны, я разделяю его позицию, с другой стороны, не согласен с уничижительным подходом к «на потребу», т.к. это, в зависимости от прочтения, можно рассматривать как игнорирование мотивации. А без мотивации получается большевизм в образовании, который не пройдет при всем желании. Но это уже идет диалог о будущей системе образования – и это здорово! Именно этим нужно заняться как можно быстрее. Втянуть в обсуждение новой системы, а не струпьев старой, все общество, чтобы мощная воронка начала наконец разбегаться по многочисленным осмысленным каналам новой системы образования, покрывая новые осознанные потребности общества. А чтобы подкрепить пожелание позитива реальными событиями, которые все-таки случаются даже на излете солнечных циклов, поделюсь личной радостью: в конце этой недели вернулся из армии мой младшенький, живой и здоровый. Бьет копытом вернуться к учебе. Насколько хватит копыт, чтобы вернуть башку на место после годичного простоя, увидим.

Михаил Кушнир



Все "Дежурный по стране"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100