Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Михаил Кушнир комментирует события с 22 по 28 июля: "Неделя удивляет нелетней активностью общественной и образовательной жизни: обсуждение итогов ЕГЭ, уход из МОН Реморенко, творческие детские лагеря, предвыборные баталии – и все на фоне репортажей отпускников, напоминающих, что “ничто не вечно под Луной”.

28 Июля 2013

Началась неделя впечатляющим обсуждением в Общественной палате ярких событий, происходивших на этапе сдачи ЕГЭ (http://oprf.ru/press/news/2013/newsitem/22046). Репортаж был опубликован на следующий день и неприятно впечатлил меня традиционной процедурностью подхода участников, неспособностью соотнести масштаб выявленных проблем с выводами, в которых нет ничего нового и которые предлагались экспертами давным-давно. Почему-то никто не оценил произошедшие события как блестящий результат работы ЕГЭ по выявлению крайне важной и полезной информации. ЕГЭ выявил гораздо больше, чем рассчитывали его создатели, но из года в год никто не смог этого увидеть. Собственно, и мне новые мысли открылись только в этом году после массовых скандалов. Теперь я зауважал ЕГЭ еще больше (http://medwk.blogspot.ru/2013/07/blog-post_25.html).

В конце недели раскрылась интрига ее начала, связанная с уходом Игоря Реморенко с поста заместителя министра образования и науки. Нетерпение всех болельщиков он успешно отвлекал развенчанием различных “уток” и подведением итогов своей деятельности в МОН (http://t.co/sFTkDc40lO). Джедаями, о которых он настойчиво писал всю неделю в twitter и facebook, оказалось сообщество МГПУ, ректором которого его назначили вместо Александра Кутузова. Если выпускники этого известного заведения окажутся столь же впечатляющими, как упомянутые герои “Звездных войн”, перспективы отечественного образования кажутся менее мрачными. Желаю Игорю Михайловичу успехов на этом важном поприще.

На этой неделе заметное место в Интернет-жизни занимали отголоски несанкционированной акции протеста по случаю признания виновными Навального и Офицерова, их заключения под стражу и оперативного освобождения под подписку о невыезде до вступления решения суда в силу. Образовательное продолжение этой истории отразилось в довольно бурной дискуссии на просторах Facebook по созданию образовательного раздела в предвыборную программу. Как выяснилось, ни у кого из претендентов на пост мэра Москвы нет вменяемой программы в сфере образования. (https://www.facebook.com/groups/255465967861301/permalink/499535456787683/?comment_id=501439346597294&offset=0&total_comments=217). Я увидел в этом шанс громко – с размахом Навального – заявить о системности кризиса образования, чтобы перевести, хотя бы частично, вектор развития с истерики по поводу любых реформ на проектирование новой системы образования. Веры в то, что официальные образовательные власти способны на такой угол зрения, у меня все меньше и меньше, хотя этим они загоняют себя в угол все дальше и дальше. Поэтому изложил свой взгляд на возможную для Москвы программу, которая, как мне показалось, нашла поддержку в среде коллег (http://medwk.blogspot.com/2013/07/blog-post_21.html). Впрочем, хотя радикальная ориентация на обновление и честность в риторике Навального соответствуют логике предложенной программы, у многих экспертов возникло сомнение, что наиболее заметный электорат Навального готов будет поддержать ее, т.к. чаще всего для них ориентиром развития служит возврат в “советскую школу”. Для меня “советская школа”– заслуженный ветеран, прекрасно выполнивший свою работу к середине прошлого века, которого садистски терзают до сих пор вместо того, чтобы с почестями проводить на пенсию.

В течение недели было любопытно наблюдать “вести с полей” различных образовательных детских лагерей. Ранее своими впечатлениями от лагеря делился Анатолий Шперх. На этой неделе нас радовали репортажами с Байкала представители команды “Сердце Байкала-2013” (http://the26.ru/?q=node/1390). 

Важным ценностным наблюдением лагерной темы поделился Анатолий Шперх, рассказавший о “целлулоидных мальчиках Селигера”– неглупых ребятах, ориентированных на бизнес-успех за счет неплохой головы и умение оперативно упаковать свои идеи в эффектные для коммерческого продвижения бизнес-обертки (https://www.facebook.com/shperk/posts/10153051836765153). Стартапный подход. Дети Селигера и “Дневник.ру”, молодая поросль АСИ и РУС. Анатолий обращает внимание на их неготовность к вдумчивому погружению в проблему. Им важно найти успешное бизнес-решение проблемы. Тут поднимается ценностный пласт: что плохого в умении зарабатывать мозгами? Это же наш давний бич! Перед глазами встают успешные, на первый взгляд, бизнес-решения, которые своим поверхностным подходом перекрывают возможность полноценного и более грамотного решения. Ведь, успешным в данном подходе считается то, за что платят. А беда в том, что далеко не всегда платят за то, что реально надо людям. Это, конечно, беда не “целлулоидных мальчиков”, а общества, но они маскируют своими “успехами” проблему. Очень важное, на мой взгляд, наблюдение с очень важными и неоднозначными следствиями. 

В этом контексте интересны рассуждения экономиста А.Б.Кобякова, на которые обратила внимание сообщества “Учимся с Google” Гульнара Ластовецкая (http://www.globosfera.info/2013/06/27/solidarnaya-otvetstvennost-pered-budushhim/). Интересным образом эта же тема критериев успеха перекликается с исследованием Елены Колесниковой “Образ профессионального учительского сообщества в британских и российских СМИ”, подсказанная в том же сообществе Мариной Ливенец (http://socpolicy.ru/wp-content/uploads/2013/07/Профессии-социального-государства.pdf#page=223). 

На излете недели  огорошил участников группы “Вести образования” Павел Максименко– неожиданным решением прекратить свою активность на facebook. Надеюсь, это какие-то временные сложности и его нестандартные своей цельностью и непосредственностью оценки продолжат придавать объем обсуждающимся темам. В длинном телефонном разговоре обо всем зацепили с ним и тему заказчика образования– как бы родителей поставить в эту роль? Серьезная проблема и интересные мысли. Может статься, что именно об нее можно разбить новые модели, о которых я и многие другие думаем.

Завершил неделю традиционной поездкой к сыну в часть. Казалось бы, осталась треть срока, лето, дембеля удембилились– расслабься и получи удовольствие. Тем более, было пару недель расслабона в госпитале (он умудрился там пристроиться в операционную помогать на операциях– и был счастлив). Ан нет– весь этот армейский дебилизм  к горлу подкатывает. Такое ощущение, что ему тяжелее ждать окончания 4-х месяцев, чем было ощущать весь год впереди. Ведь, объективно тогда было гораздо сложнее. Что значит не сбывающиеся ожидания! Ну, ниче: подкормили, поддержали– переживем.

А самое ценное на этой неделе, конечно,– массовые фото- и видео- отчеты с полей, лесов, гор и пляжей от самых разных знакомых и незнакомых, со щуками и без. Еще 2-3 недели у всех образованцев есть на то, чтобы не париться всеми этими проблемами и набираться сил перед очередной образовательной страдой.

Лично я планирую провести первую декаду августа под Одессой, в которой я почему-то до сих пор не был, совмещая море и знакомство со знаменитым городом с участием в тьюторской конференции ЧУТ-2013 (https://www.facebook.com/groups/233500513459422/).

Михаил Кушнир



Все "Дежурный по стране"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100