Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

ФИП: Интервью с проректором МГИМО Н.Кузьминой: Образование и заработная плата

28 Января 2013 0:00

Вопрос заработной платы преподавателей является актуальным уже более 20 лет. Особенно остро в течение последнего года обсуждаются изменения в системе оплаты труда преподавателей вузов. Разобраться в данной ситуации нам поможет проректор по экономике, хозяйству и строительству МГИМО Н.Кузьмина.

Наталия Борисовна, в настоящее время Правительством РФ взят курс на увеличение заработной платы преподавателей. Как вы можете охарактеризовать ситуацию с оплатой труда профессорско-преподавательского состава?

В системе высшего профессионального образования в России достаточно четко обозначился тренд на модернизацию. Формируются критерии, по которым оценивается деятельность и эффективность управления вузами. Указом Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» был поставлен целый ряд задач. В соответствии с Указом, в конце декабря 2012 г. был проведен мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы. Кроме того, до декабря 2014 г. должны быть сформулированы предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ вузов, в первую очередь по направлениям подготовки в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

В ноябре Министерство образования и науки РФ опубликовало список «эффективных» и «неэффективных» вузов. При этом в число неэффективных попали, например, такие известные учебные заведения, как Московский архитектурный институт (МАРХИ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Российский государственный торгово-экономический университет.

Скажите, пожалуйста, по каким критериям оценивалась эффективность?

Для оценки эффективности деятельности вузов были выбраны пять параметров: 1) образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ студентов); 2) научно-исследовательская деятельность (объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника); 3) международная деятельность (удельный вес численности иностранных студентов); 4) финансово-экономическая деятельность (доходы вуза из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника); 5) инфраструктура (общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента).

Примечательно, что при оценке деятельности вузов стали применяться критерии, привязанные к экономическим и финансовым показателям, так как для любого вуза (в отличие от бизнес-структур) задача по получению прибыли не стоит. Как ее не было 20 лет назад, так нет и сейчас. Новая тенденция в реформе образования сводится к тому, что в российском образовании на системном уровне не четко сформировано понятие ответственности за результат. Так как само измерение результата — сложный и неоднозначный процесс, то государство старается сформулировать новые критерии ответственности и часть финансовой ответственности возложить на сам вуз.

Все это сказывается на образовании как с точки зрения организационной эффективности, так и с точки зрения повышения качества подготовки специалистов.


Судя по действиям Правительства и Министерства образования, они взяли курс как раз на решение обоих вопросов. На протяжении последних 20 лет не было такой мощной целеполагающей установки, поскольку перед высшими учебными заведениями стояла проблема выживания: нужно было содержать систему образования, платить зарплату преподавателям и т.п.

При этом вопрос заработной платы частично удалось решить в ведущих вузах страны. Так, у нас в МГИМО за десять лет (с 2002 по 2012) средняя зарплата профессоров выросла в три с половиной раза.

Что делается в МГИМО для решения вопроса повышения заработной платы ППС?

Мы максимально стараемся направлять все свободные средства на стимулирование преподавательского состава. Вообще преподавательский коллектив — это один из основных активов любого вуза. Не будет костяка ведущих преподавателей и ученых — исчезнет и вуз.

В целом, можно сказать, что ситуация с заработной платой за последнее десятилетие стала гораздо лучше — преподавательская зарплата выросла в среднем в 3–4 раза. При этом Правительство ставит задачу поднять средний уровень заработной платы по ППС в перспективе до 200% от средней по региону. Сейчас средняя заработная плата по Москве составляет более 46 тысяч рублей, то, соответственно, средняя зарплата преподавателей должна в перспективе составить порядка 100 тысяч рублей «плюс» инфляция.

Естественно, для того чтобы выйти на такой уровень, вузу потребуется достаточно серьезное увеличение эффективности и объема доходов.

Тем не менее, стоит подчеркнуть, что текущая заработная плата вполне конкурентоспособна, даже в разрезе мировых сравнений.

Что вы имеете в виду под конкурентоспособностью? Разве преподавателям в России платят больше, чем в западных вузах?

В абсолютном выражении на Западе платят, конечно, гораздо больше. Так, например, в США средняя зарплата профессора (именно профессора, а не преподавателя) составляет порядка 7000–7500 долларов гросс (без учета налогов) в месяц. Естественно, в России вы такие зарплаты увидите нечасто.

Однако мы провели сравнительный анализ: сравнили зарплату преподавателя МГИМО со средней по Москве, а также ряда вузов США со средней по городам расположения. При этом для чистоты сравнения мы старались брать вузы, находящиеся в черте города. Мы выяснили, что наше соотношение составляет порядка 1,2 (т.е. средняя заработная плата преподавателя МГИМО составляет 120% от уровня средней заработной платы по Москве). Так, например, в университете Джонса Хопкинса в Балтиморе средняя заработная плата соотносится со средней по Балтимору как 1,5.

И в целом по другим университетам показатели схожи. Т.е. в МГИМО заработная плата преподавателей в относительном выражении не так уж и сильно отстает от западных вузов.

По большому счету, можно сказать, что сближение зарплат в абсолютном выражении зависит от сближения экономик. Т.е. если ВВП на душу населения будет приближаться к США, то и уровень зарплат будет сближаться. Кроме того, если текущий темп роста заработной платы сохранится, то даже без каких-либо усилий с нашей стороны, заработная плата наших преподавателей догонит заработную плату американских коллег к 2021–2022 году.

Мы все время говорим о заработной плате преподавателей, но ведь вуз состоит не только из педагогов. Что происходит с зарплатой других работников?

Вы правы, в любом вузе кроме научно-педагогического состава есть еще и административно-хозяйственный, учебно-вспомогательный и прочий персонал, который формирует и поддерживает инфраструктуру для процесса обучения. На текущий момент средняя заработная плата административно-хозяйственного персонала у нас порядка 40 тысяч рублей, т.е. примерно на 15–20% ниже, чем средняя по ППС. Размер заработной платы работников административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и прочего персонала напрямую связан с уровнем их квалификации, профессиональной подготовки, а также с учетом сложности и объема выполняемой ими работой.

Что касается заработной платы руководителей учреждения, могу сказать, что должностные оклады руководителей устанавливаются согласно «Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год», которые приняты решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Размер оплаты труда руководителей большинства вузов устанавливается в зависимости от сложности их труда, масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждения. Обычно величина оплаты труда руководителя (с учетом премий) колеблется в пределах от 1 до 8 средних заработных плат по вузу.

 

Планово-экономическое управление

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации - статус ФИП с 2011г.

С материалами проекта можно ознакомиться здесь

 



Все "Вести образования"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100