Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Алексей Голубицкий комментирует события с 21 по 27 января:"Прошлый год был богат на федеральные новости и сигналы в области образовательной политики..."

28 Января 2013 0:00

Прошлый год был богат на федеральные новости и сигналы в области образовательной политики. На этот раз в отчете за дежурство по стране предлагаю обратить внимание на «вести с полей», т.е. из регионов, где должна непосредственно реализовываться эта самая политика.
 
Прошедшая неделя вместила бодрые отчеты регионов о защите заявки на предоставление в 2013 году субсидии на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования. Региональные чиновники рапортовали, используя терминологию, которая, казалось, ушла вместе с прошлой эпохой: «В 2012 году властям удалось освоить 100% выделенных региону из федерального бюджета средств. Это один из лучших показателей в России, и это стало причиной принятия решения о дополнительном выделении… области ещё 25 млн рублей на проведение мероприятий по модернизации образования». Однако только человек далекий от административной работы в школе будет долго иронизировать по поводу фразы «удалось освоить». В условиях действующих конкурсных процедур ФЗ 94 это действительно трудно сделать. Особенно там, где средства доводятся до образовательных учреждений, которые сами определяют свои важнейшие дефициты с точки зрения формирования среды, а не централизованно расходуются регионами на приобретение усредненных «кабинетов» по отдельным предметам.
 
Отчёт про подотчёт
Но может ли это являться центральным (так, по крайней мере, это понимают некоторые регионы) показателем эффективности «Комплекса мер…»? Правильные шаги и грамотный список возможных направлений расходования денежных средств без их взаимной увязки может в ряде случаев не только не улучшить качество условия, но и активизировать риски его ухудшения (как ни парадоксально это звучит). Например, резкое увеличение количества компьютеров в школе при неизменной ширине канала выхода в Интернет может привести к тому, что падение скорости доступа к Сети закроет возможность её использования в образовательном процессе даже на тех компьютерах, где она раньше была. Если учесть, что в России три вида погоды – «грязь», «грязь замерзла» и «грязь засохла», – то приобретение автобусов без инвестиций в строительство дорог приводит к имитации развития сети общеобразовательных учреждений, к ситуации, при которой ученики приписаны к школе, но не имеют возможность её посещать ежедневно. Но самый большой риск содержится в тенденции превышения образовательной среды над уровнем педагогического коллектива, когда современное дорогостоящее оборудование и технологии оказываются невостребованными учителем или демонстрируются только для открытых отчетных мероприятий.
 
На прошлой неделе на одной из региональных конференций, посвященной итогам реализации «Комплекса мер…», докладчик от правительства области потребовал большей ответственности за качество результата. По его мнению, крупномасштабные инвестиции в образование должны иметь прямое отражение в результатах учеников, в том числе (и даже прежде всего) формализованных в виде повышения балла ЕГЭ и ГИА. Этот тезис вызвал недоумение у многих участников конференции, которые задавались вопросом о том, как решение элементарных бытовых условий (отремонтированный туалет, замененные ветхие окна, уменьшение опасности возникновения пожаров) должно повлиять на итоговую аттестацию. Кроме того, инвестиции в оборудование, инфраструктуру, человеческий капитал часто имеют очень отсроченный эффект, и ожидать мгновенного роста качества результатов можно, но грозит горьким разочарованием. В то же время (как бы ни было неприятно это осознавать) он был прав, и государственные вложения должны иметь пусть не быстрый, но эффект. Иначе получается как в той рекламе: «Если нет разницы, зачем платить больше?». Мы (образовательное сообщество) должны предложить чиновникам подходы к оцениванию прогресса, вооружить их для диалога с финансистами. Еще и еще раз повышается важность формирования системы оценки качества образования.
 
Театр абсурда
Другая региональная новость прошла почти незамеченной. Она касается вмешательства проверяющих органов в деятельность школ. Директора и учителя часто сталкиваются с абсурдностью многих требований проверяющих органов, межведомственными противоречиями, репрессивным, а не развивающим систему образования характером этого взаимодействия. Требование ростовой маркировки парт логично только в классах начальной школы, а в старшей школе (например, кабинете физики), где на первом уроке занимается 7-й класс, а на втором –приходит 11-й, маркировка помогает мало. Органы пожарного надзора требуют, чтобы все двери (т.е. эвакуационные выходы) были всегда открыты, а сотрудники, отвечающие за антитеррористическую безопасность, настаивают на том, чтобы они всегда были заперты. Получается «Свадьба в Малиновке». Белые пришли – буденовку сняли. Красные пришли – буденовку надели.
 
Но следующая новость из Тулы превзошла все ожидания. Лихо закрученный сюжет, неподдельная драматургия, достойная экранизации, заставляет меня не пересказывать, а дословно процитировать сообщение, озвученное федеральной радиостанцией.
«В Туле предметом прокурорской проверки стала драка между воспитанницами детского сада. По данным следствия, инцидент произошел в конце прошлого года. 6-летняя девочка рисовала в книге, которую принесла из дома.
К ней подошла воспитанница из этой же группы и стала отбирать книгу. Не желая отдавать свою вещь, она оттолкнула сверстницу и ущипнула ее за руку. Та в ответ стала отмахиваться и ручкой для письма ударила девочку.
Информация о ЧП в детском саду поступила в Комиссию по делам несовершеннолетних. Как выяснилось, во время конфликта никого из персонала дошкольного учреждения рядом не было. Ранее прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела против девочки, устроившей потасовку». http://www.radiomayak.ru/news/show/id/43798/rcl/27
 
Не знаю как Вы, уважаемый читатель, а я испытывал чувство гордости за учительство! Классный руководитель за час может решить несколько конфликтов, подобных тому, который занял не один рабочий день у нескольких уважаемых «полицейских» структур. Вспомнился тезис о том, насколько все-таки выгоднее строить новые школы, чем новые тюрьмы. Возможно, вложения в школы это не расходование денег, а все-таки инвестиции?
 



Все "Дежурный по стране"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100