Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Вадим Чеха: Наказать нельзя помиловать

23 Января 2013 0:00

Комментарий к проекту приказа Минобрнауки России «Об утверждении порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности».
 
При обращении к содержанию проекта рассматриваемого приказа Минобрнауки следует обратить внимание на достаточно подробное регулирование вопросов, касающихся обязанностей и ответственности обучающихся в статье 43 принятого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно данной статье обучающиеся обязаны:
 - добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы; 
 - выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
 - заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
 - уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
 - бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Важно отметить то, что иные обязанности могут быть установлены договором об образовании при его наличии.
 В данной статье также перечислены меры дисциплинарного взыскания и основания для применения. К числу данных оснований относятся следующие: 
 - неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;
 - неисполнение правил внутреннего распорядка;
 - неисполнение правил проживания в общежитиях и интернатах;
 - нарушение иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.
 При наличии данных оснований к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. 
Запрещено применять меры дисциплинарного взыскания к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Также не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, основные вопросы, касающиеся дисциплинарной ответственности, урегулированы в принятом законе «Об образовании в Российской Федерации».
Тем не менее, при обращении к тексту принятого закона следует обратить внимание, прежде всего, на пункт 4 статьи 43 в котором перечислены основания для наложения дисциплинарных взысканий. Как, например, рассматривать такое основание как «нарушение локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности». У образовательной организации при правильном использовании данной нормы возникает такое множество возможностей для применения дисциплинарных взысканий, что описанные в классической литературе примеры из жизни школ девятнадцатого века с телесными наказаниями могут померкнуть перед такого рода ситуацией. 
В свою очередь, в применении к тексту рассматриваемого проекта приказа Минобрнауки России возникает также вопрос, например о том, что есть «аморальный проступок, совершенный учащимся по месту учебы, связанный с исполнением им своих обязанностей» (согласно пункту 15 проекта приказа - грубый дисциплинарный проступок). Если термин «аморальный проступок» не имеет однозначного содержания в применении к «взрослым» отношениям, то, что можно говорить о ситуации, когда у администрации школы возникает возможность широкого толкования данного термина по отношению к детям. 
 
Так или иначе, при применении вышеуказанных норм закона и рассматриваемого проекта приказа Минобрнауки России может возникнуть две негативных тенденции:
 
А) сознательное неприменение норм со стороны школы из-за боязни предъявления претензий по поводу «нарушения прав», несмотря на явные признаки наличия оснований. В этом случае в школе может сформироваться группа из нескольких хулиганистых обучающихся, которые будут «ставить на уши» школу и создавать невозможные условия для получения образования другими обучающимися. Формирование в школьном классе асоциального обучающегося (обучающихся) существенно затрудняет ведение образовательного процесса, заставляет педагога заниматься «воспитательными действиями» в ущерб обеспечению качественного образования, порождает соблазн у обучающихся следовать негативным примерам. При таком варианте рано или поздно формируется невозможная обстановка для обучения в целом, когда обучающиеся подросткового возраста, вместо знаний, умений и навыков, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом усваивают совершенно другие, криминально- уголовные стандарты. 
 Еще хуже ситуация выглядит тогда, когда обучающиеся старших классов потребляют наркотики и приобщают к потреблению наркотиков в школе других обучающихся. В этом случае нарушается не только конституционное право на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования, но и право на охрану здоровья и даже право на жизнь обучающихся, что естественно, требует немедленных мер реагирования со стороны администрации и педагогических работников том числе в виде наложения дисциплинарных взысканий в форме отчисления;
 
Б) Использование дисциплинарного взыскания вместо специфических педагогических мер коррекции поведения учащихся, там, где такого рода специфические меры коррекции способны принести более эффективный результат. При таком варианте наложение дисциплинарного взыскания будет выступать способом компенсации непрофессионализма педагога. Неизбежно возникающий при этом антагонизм между обучающимися - подростками и педагогами будет приводить к популяризации противостояния по линии обучающиеся – администрация. Социально активный подросток, возможно, будет даже стремиться получить взыскание для «повышения авторитета», в результате чего сформируется негативная иерархия, подобная уголовной иерархии «отсидевших», выстраиваемой в зависимости от количества, периода и оснований для «отсидок». 
 
В качестве механизмов, способных обеспечить правильное применение механизма наложения дисциплинарных взысканий выступают следующие:
 
А) четкое соблюдение установленной процедуры наложения взысканий. Проект приказа содержит нормы, регулирующие процедуру, в частности нормы о необходимости применения взыскания не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения, нормы о необходимости направления сотрудником образовательной организации служебной записки в течении трех дней с момента обнаружения проступка в Комиссию по урегулированию спора между участниками образовательных отношений, нормы о необходимости затребовать от учащегося, подозреваемого в совершении дисциплинарного проступка письменное объяснение и другие нормы. В целом содержание процедуры наложения взыскания напоминает нормы статьи 193 ТК РФ, регулирующей порядок применения дисциплинарных взысканий по отношению к работникам.
Таким образом, обучающийся, участвующий в качестве субъекта на которого собираются налагать взыскание- т.е. по сути «обвиняемый» в процессе, получит дополнительную компетенцию, которая будет востребована в условиях реальной трудовой деятельности. Однако, статья 193 ТК РФ содержит четкое указание на право работника обжаловать дисциплинарное взыскание в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В связи с этим, при регулировании процесса наложения дисциплинарных взысканий на обучающихся совершено логичным выглядит наделение учащихся и их родителей правом на обжалование наложенного взыскания.
Вообще, если применять аналогию с «взрослыми» процессами в которых есть «обвиняемые» и «обвинители» следует отметить необходимость наличия у ребенка возможности привлечения «адвоката», хотя бы в виде, например, некоего «общественного защитника». В качестве такового могло бы выступать совершеннолетнее лицо, которое располагает какими- либо положительными сведениями об «обвиняемом» ребенке, например, руководитель секции, которую посещает ребенок или просто сосед по дому и готово представить данные сведения в указанную в проекте приказа комиссию. 
 
Б) Недопущение подмены дисциплинарным взысканием педагогических методов коррекции поведения. Дисциплинарное взыскание должно иметь место тогда, когда исчерпаны педагогические методы коррекции поведения. Так называемая «комиссия» (по всей видимости, речь идет о некоем органе, создаваемом образовательным учреждением для обеспечения процесса наложения дисциплинарных взысканий на обучающихся) при принятии решения о наложении взыскания должна констатировать факт полной невозможности дальнейшего применения педагогических методов коррекции;
 
В) Полное и абсолютное равенство при применении дисциплинарных взысканий вне зависимости от статуса родителей обучающегося, его учебных достижений, имущественного положения, наличия (отсутствия) договорных отношений с образовательным учреждением, знания языка и прочих обстоятельств. Подростки с их обостренной потребностью в специфически понимаемой справедливости мгновенно отметят наличие отдельных учащихся, которые «равнее других», что породит комплекс негативных последствий, в том числе и для указанных обучающихся. 
 В связи с этим вызывает определенные вопросы вызывает положение п. 10 проекта приказа о том, что «учащиеся, не владеющие или плохо владеющие русским языком, дают объяснение через своих родителей (законных представителей) или переводчика». Интересно, почему предполагается, что если обучающийся «плохо владеет русским языком», то его родитель должен им владеть на уровне, позволяющем объяснить что-либо? Образование в общеобразовательных учреждениях по общему правилу ведется на русском языке как государственном языке Российской Федерации, поэтому не совсем понятно почему вообще может возникнуть ситуация при которой в школе появляется «плохо владеющий русским языком». 
 
В судебных процессах по уголовным делам в судах общей юрисдикции обвиняемые нередко прибегают к тактике «внезапного забывания» русского языка с целью затруднить дальнейшее осуществление процесса. В результате суд вынужден приостанавливать процесс, назначать переводчика, что иногда крайне сложно, особенно если обвиняемый, например – носитель языка «банту». Использование такого рода способов ухода от ответственности в рамках школы породит ситуацию, при которой заслуживающий наложения дисциплинарного взыскания обучающийся «не владеющий русским языком» будет находится в более выгодном положении по сравнению с обучающимся заведомо владеющим русским языком. Думаю не нужно далее объяснять к чему может привести подобная ситуация в рамках образовательного учреждения и в каком положении будет находиться директор школы, при возникновении например межнационального конфликта между обучающимися или, что еще хуже, между их родителями - такие случаи, увы, уже бывали. 
 
В целом, конечно же, потребность в данном приказе, даже не принимая во внимание новый закон, давно назрела и перезрела. Однако, ответ на вопрос о том, будет ли данный приказ после его принятия обеспечивать реальную защиту от произвола и нормальное сосуществование детей и педагогов или превратится в механизм добавления дополнительных проблем, зависит от качества его применения. 
 
Вадим Чеха, юрист
 
 



Все "Открытое письмо"
Россия
Комментарии
система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100