Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Каким будет высшее образование через несколько лет?

14 Января 2013 0:00

На открытии образовательной конференции ONLINE EDUCA BERLIN 2012 сэр Майкл Барбер выступил с речью, в которой заявил, что будущее высшего образования под угрозой. Он отметил, что ценность диплома бакалавра в современной экономике снижается, а новые технологии дали людям возможность получать огромное количество знаний и без обучения в университете. Озвученные им тезисы широко обсуждались и анализировались в течение всей конференции, несколько секций которой были направлены на то, чтобы открыто обсудить будущее высшего образования.
 
Так, например, докладчик Дональд Кларк, преподаватель Университета промышленности, сравнил текущее состояние высшего образования с пузырем на рынке недвижимости: цены на обучение в университетах растут, а содержание обучения остается прежним. Так же, как и Барбер, он отметил, что ценность диплома о высшем образовании падает, в то время как уровень безработицы среди молодежи растет.
 
Кларк считает, что новые технологии могут решить проблему, в то же время он подчеркнул, что технологии - это всего лишь инструмент, а настоящие перемены должны произойти в сознании людей. Он рассказал, каким образом некоторые университеты уже сегодня используют новые технологии для усовершенствования образовательного процесса, упомянув MOOC - бесплатные онлайн-курсы для студентов со всего мира - как удачный пример применения технологий в образовании.
 
MOOC (massive open online course) - доступные для всех онлайн-курсы - это курсы, предусматривающие открытый доступ к ним через интернет и большое количество участников. MOOC - это последнее достижение в области дистанционного обучения. В их основе лежит идея образования, доступного для всех.
 
MOOC очень похожи на курсы, которые преподаются в университетах и других высших учебных заведениях, однако их прохождение не засчитывается как зачетная единица, получение которых необходимо для присвоения степени бакалавра или магистра. После успешной сдачи экзаменов по некоторым из MOOC курсов выдаются сертификаты.
 
Самыми известными системами, предлагающими онлайн-курсы через интернет бесплатно, являются Coursera, Udacity, edX.
Сейчас не существует четкого определения того, что же такое MOOC, но все курсы этого типа объединяют 2 основных признака:
  • Открытый доступ. Для того, чтобы получить доступ к любому MOOC курсу, не нужно быть зарегистрированным студентом какого-либо университета. Кроме того, все эти курсы абсолютно бесплатны.
  • Массовость. На традиционных университетских курсах может присутствовать ограниченное количество студентов. В MOOC курсах может участвовать неограниченное количество человек.
По мнению Кларка, необходимо обратить внимание на существующую модель лекций. Лекции - это один из базовых элементов университетской программы, однако это весьма неэффективный метод обучения. Видеолекции, считает Кларк, являются хорошей альтернативой обычным лекциям, так как дают студентам возможность обращаться к ним неоднократно, чтобы освежить в памяти необходимые знания. Кроме того, это выгодно студентам, для которых английский язык - не родной, и тем, кто по каким-либо причинам пропустил лекцию.
 
Позднее на других секциях участники конференции обсуждали поднятые Кларком вопросы о MOOC. Один из докладчиков, Гэри Мэткин, рассмотрел, каким образом MOOC может в корне изменить институт высшего образования, утверждая, что всего через несколько лет идея бесплатного и доступного всем высшего образования превратится из замка на песке в объективную реальность.
Формат онлайн-курсов позволяет любому человеку в мире, независимо от его георгафического местоположения, получить доступ к курсам от ведущих университетов мира. Главное предсказание Мэткина: образование станет всеобщим, повсеместным и бесплатным.
 
Другой докладчик, Ганс Клоппер, считает, что различные компании и организации смогут использовать MOOC как маркетинговый и кадровый инструмент. Он утверждает, что предоставление бесплатного онлайн-курса хорошо влияет на репутацию компании, а в ходе курса можно презентовать какой либо товар или услугу. Помимо этого, MOOC - это очень эффективный инструмент для поиска новых кадров: компания может включить в курс обучения самые необходимые для работы навыки, а затем выбрать из студентов тех, кто показал наиболее выдающиеся результаты.
 
Роберт Каммингс посвятил свое сообщение вопросу монетизации онлайн-курсов, а также тому, как она повлияет на университеты. Хотя пока не было предложено ни одной бизнес-модели для MOOC, частный сектор уже вложил в онлайн-курсы большое количество средств. Так, например, в Coursera - стартап, основанный в Сан-Франциско в апреле 2012 года, уже вложено $16 миллионов. Каммингс отметил, что в связи с тем, что курсы не будут связаны с каким-либо учреждением высшего образования, изменятся процедуры аккредитации и сертификации курсов.
 
В скором времени высшее образование может коренным образом измениться, а мы сможем своими глазами увидеть эти изменения.
 
Перевод Анны Шивриной



Все "Новости Эврики"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100