Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Для бакалавра сегодня один путь – в квалифицированные рабочие

31 Января 2012 0:00

В Москве прошла международная конференция «Россия и мир: 2012–2020». В ходе нее были обсуждены вопросы социально-экономического развития России и мира до 2020 года. Естественно, были затронуты и вопросы образования. Главный тезис – Россию и развитые страны ждет сокращение трудоспособного населения. Это должно повлечь за собой изменение социальной политики. От патерналистской социальной политики нужно переходить к модели, когда человек сам обеспечивает свою образовательную траекторию.
 
С точки зрения зарубежных экспертов, «старение» развитых стран в будущем означает уже сегодня переход от системы, в которой государство заботится о каждом гражданине на протяжении всей его жизни, к системе, в которой гражданин заботится о себе сам. При этом, разумеется, правительствам рекомендуется продолжать поддерживать социально незащищенные слои населения. Но создавая при этом для них такие условия, при которых «люди могли бы сами активно действовать». Эксперты сравнивают образование с поездом, «в который человек садится только раз в жизни». Система образования и профессиональной подготовки будет поддерживать повышение его квалификации в течение всей его жизни. Кстати, параллельно с этой теорией на Западе еще очень активное применение находит идея того, что обучить молодого человека «учиться всю жизнь» невозможно только после окончания им учебного заведения. Уже сама школа с самого начала должна закладывать, поддерживать и культивировать стремление ребенка получать знания из всех источников.
 
Чтобы это случилось и в России, важно озаботиться поддержкой среднего класса, который был бы заинтересован в сотрудничестве с системой образования, или смог бы создать свою – альтернативную. В образовании «вечное учение» примет, как заявил на форуме министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, форму «болезненного, непростого внедрения новой системы». Государству придется перейти от патерналистской политики к разделению ответственности с гражданами. И эта модель общества, по словам главы Минобрнауки, «должна начать строиться с системы образования».
 
Что имеет в виду Андрей Фурсенко? Напомним, что одной из последних предвыборных инициатив Владимира Путина стало предложение о создании 25 млн. новых привлекательных, высокооплачиваемых рабочих мест. По подсчетам премьера, в ближайшее десятилетие в российскую экономику войдут 10–11 млн. молодых людей, из них 8–9 млн. будут иметь высшее образование. С учетом специалистов, не удовлетворенных условиями уже имеющейся работы, мы будем уже иметь 25 млн. молодых профессионалов, для которых необходимы дополнительные рабочие места. Их, по словам премьера, нужно создать.
 
Расчеты сегодняшнего дня выглядят, по словам ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, так: 83% молодых людей в стране имеют высшее образование или учатся в вузах; 92% родителей десятиклассников хотели бы, чтобы их ребенок получил высшее образование. При этом мест, требующих высшее образование, даже в такой развитой стране, как США, всего 40%. Именно такое количество молодых людей будут удовлетворены должностью, требующей высшего образования. Российской экономике требуется еще меньше молодых людей с высшим образованием – 25–30%. Одним словом, не появится завтра столько мест, требующих высшего образования, сколько людей сегодня его получают. А за короткий период времени эту ситуацию предлагается в корне переломить. И начать чуть не «обратный процесс времени».
 
Как? Один из способов видится так. Найти 25 млн. таких мест, несмотря на практически всеобщее высшее образование в стране, будет не очень просто, уверен Андрей Фурсенко. По его мнению, чтобы создать такие места, необходима переподготовка специалистов. Самый банальный способ – сегодняшний студент в будущем, вероятно, будет переучиваться какой-нибудь другой специальности «высококвалифицированного рабочего». А молодому человеку, выбирающему образование сегодня, не надо спешить с окончательным выбором. Для начала можно получить общее среднее и затем «общее» высшее.
 
Правда, параллельно с этими процессами Минобрнауки РФ проводит еще один. Министерство вводит профильную школу. И здесь чиновникам никак не удается дать исчерпывающие ответы на вопросы, которые мучают сегодня почти всех родителей. Позволит ли ранняя специализация (профилизация школы) решать вопросы легкого переучивания другой специальности ребенку в будущем? И что входит в базовое (основное) образование? Основная часть населения до сих пор пребывает в убеждении, что школа всего лишь сбрасывает с себя функцию, которую выполняла легко при советском строе, а сегодня выполнить не может. И перекладывает ответственность за учебный процесс на родителей. Вернее, на бюджет семьи.
 
Депутат Госдумы РФ Олег Смолин (а вместе с ним и системная оппозиция) рад, что Владимир Путин переменил свое отношение к высшему образованию. И намерен поддержать драйв более 80% молодых людей. Сам же Олег Смолин считает, что в будущую стадию развития цивилизации смогут войти лишь те страны, которые обеспечат в составе работающего населения более 60% людей с высшим образованием. Как это обеспечить? Оппозиция предлагает решать вопрос в основном тоже банальным путем – увеличением зарплат педагогов и преподавателей.
 
Пока наверху решают, какому точно количеству высококвалифицированных рабочих и высокообразованных граждан быть, в стране продолжается процесс сокращения вузов. Причем назвать чистым сокращением этот процесс нельзя. Вузы не исчезают «в никуда», они объединяются. Недавно еще четыре крупных вуза образовали две новые структуры: Московский государственный университет дизайна и технологии (МГУД) и Московский государственный текстильный университет имени Косыгина (МГТУ) объединены в Университет дизайна и технологии. К Высшей школе экономики присоединены Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ) и два учреждения дополнительного профессионального образования в Москве и Санкт-Петербурге.
 
А перед этим Рособрнадзор организовал масштабную плановую проверку вузов на соответствие высших школ лицензионным требованиям. «Нерадивых» оказалось в итоге 38 вузов, причем в 28 из них необходимо было ликвидировать просчеты еще до наступления нового года. Требования навести порядок коснулись в основном филиалов вузов, но в число проштрафившихся попали и несколько головных высших школ.
 
Напомним, что за последние два года число вузов сократилось на 10% (примерно на 40 вузов). Такой темп сокращения высших школ в Минобрнауки РФ считают оправданным и наиболее безопасным. И радикальные предложения довести количество вузов до «перестроечной» цифры звучат теперь из уст властных чиновников все реже и реже. В конце концов, дело ведь не в количестве вузов, а в том, как они сумеют перестроить свою работу. Какие программы предложат еще и взрослым людям? С их помощью студенты станут «вечными». И насадят новый вишневый сад...
 
 
 



Все "СМИ об образовании"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100