Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Разработчики очередного варианта закона об образовании проделали работу над ошибками

31 Января 2012 0:00

Доработанная версия закона об образовании появилась на сайте Министерства образования и науки РФ непосредственно перед новогодними праздниками. То ли по этой (праздничной) причине, то ли по причине того, что в новой версии все-таки учтены самые спорные моменты в пользу «большинства», – бурного обсуждения пока обнародованный документ не вызвал. Возможно, дебаты начнутся в апреле. На это время назначен срок рассмотрения законопроекта в ГД РФ.
 
На поверхностный взгляд все предельно корректно. Такое впечатление – документ не должен раздражать общество. И даже в самом начале текста о стандартах особо выделено, что образование - «общественно значимое благо». Очевидно, что сделано это намеренно, чтобы снять раздражение оппонентов проекта, считающих, что образование стало «услугой». Более точно опасность такого «невинного пункта» разъясняли ранее правоведы, пояснившие, что неясность формулировки порождает возможность перехода образовательных отношений из сферы публично-правовых к частно-правовому регулированию. Что, в свою очередь, означало бы, например, что вуз не сможет без суда даже отчислить студента за неуспеваемость.
 
И простой расшифровкой слова «образование» дело в новом варианте тоже не ограничилось. Теперь разработчики старательно закрепляют и другие понятия, наиболее часто встречающиеся в документе. Во-первых, чтобы не было путаницы в дальнейшем в головах у всех... без исключения (стоит напомнить, что в определениях раньше путались и сами чиновники, давая комментарии СМИ). Во-вторых, чтобы направить течение дальнейшей критики по более конструктивному руслу.
 
Уровни образования документ закрепляет сегодня так: дошкольное, начальное (общее), основное (общее), среднее (общее), среднее профессиональное, высшее (бакалавриат), высшее (магистратура), высшее – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура. А докторантура, согласно новому проекту, выводится из перечня образовательных программ и уровней образования. Надо отметить, что подготовка научно-педагогических кадров, приравненная к ординатуре, вводится впервые. Это веяние идет к нам с Запада. У всех было опасение, что ликвидируют педвузы. Пока их не трогают, но подготовку учителей все же незаметно перевели на более высокий уровень. Уже в этом учебном году ряд известных вузов объявили набор на магистерские программы.
 
Новый вариант закона наводит порядок в отношении экстерната. Теперь четко обозначено, что экстернат не является формой обучения. Он всего лишь инструмент для обеспечения прохождения промежуточной и итоговой аттестации и получения соответствующего документа об образовании. И уже более четко прописана возможность получения альтернативного образования («неформального, информального и др.»). А также возможность получения внебюджетными образовательными учреждениями госфинансирования.
 
Что касается наиболее спорных вопросов, то закон устраняет понятие «вид образовательного учреждения», устанавливая понятие «тип» (то есть заведения теперь делятся по уровням образовательных программ). Напомним, что ранее в обществе накопилось раздражение по поводу всякого рода специализированных школ (сразу скажем: речь не шла о коррекционных). Хотя педагогическое сообщество в то же самое время резко возражало против «уничтожения» английских спецшкол, полагая, что очень важно сохранять «островки благополучного образования». Сегодня ситуация разрешена вот таким способом.
 
Идя навстречу общественности, разработчики внесли в новый вариант закона пункт об учреждении институтов профессионально-общественной аккредитации. И новый документ запрещает теперь учителям школ репетиторствовать в собственном учреждении.
 
Работа над документом, по словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, будет еще продолжена. Хотя в блогах ньюсмейкеров от образования (где они более открыто ведут себя, чем со СМИ) уже начинает проскальзывать и такое мнение: стоит ли чиновникам сразу идти на поводу у общественности и срочно бросаться от одних изменений к другим. Подобное шарахание свидетельствует всего лишь об отсутствии собственной позиции. На всех ведь не угодишь, а вот определенную логику и последовательность законопроекта разрушить можно.
 
 
 
 



Все "СМИ об образовании"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100