Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Образование пожилых должно стать неотъемлемой частью социальной политики РФ?

30 Января 2012 0:00

Этот вопрос эксперты в области геронтологии и представители НКО, занимающихся поддержкой пожилых, обсудили на круглом столе "Новые технологии в образовании людей "третьего возраста", который прошел 27 января в Общественной палате РФ. 
По словам заведующего отделом института социологии РАН Григория Ключарева, 
образование пожилых поможет задействовать их потенциал в интересах общества. "Третий возраст" – особый период жизни человека, который начинается в предпенсионные годы и длится около 15 лет. "В это время человеку еще не требуется посторонняя помощь, и его потенциал достаточно велик. Поэтому в "третьем возрасте" большое значение имеет обучение", - отметил Г. Ключарев. Чем больше проблем возникает в жизни человека, тем больше появляется образовательных поводов и учебных ситуаций. Просто скорость и методы обучения пожилых отличаться от учебного процесса в юности. "Чтобы процесс обучения был наиболее эффективен, необходимо подобрать среду, в которой пожилые учащиеся чувствовали бы себя комфортно", - считает Ключарев. Профессиональная деятельность с выходом на пенсию, как правило, завершается. Поэтому, по словам эксперта, и цели образования "третьего возраста" определяются новыми потребностями, связанными с изменением социального статуса. Основные задачи образования пожилых людей: решение проблемы бедности, одиночества, организация свободного времени и достижение межпоколенческого диалога. Сейчас основную роль в образовании людей старшего поколения играют НКО. 
Как рассказала председатель правления Орловской областной организации общества "Знание" Татьяна Кононыгина, по оценкам ее коллег, в РФ "геронтообразование" осуществляется более чем на 150 площадках. Занятия проводятся в половине субъектов РФ. Так, в Орловской области действует Народный университет "золотого возраста" с сетью филиалов в сельской местности, в Курске открыт Народный университет "сеньоров", также имеющий сеть филиалов… Наиболее востребованные программы связаны с поддержанием здоровья, тренировкой памяти… "Пожилые люди осваивают интернет-технологии, иностранные языки, постигают азы экономической, правовой грамотности и политической культуры. К обучению привлечены молодые педагоги", - отметила Т. Кононыгина. Но, по ее словам, для развития образования людей "третьего возраста" необходима соответствующая государственная концепция. "В стране создаются геронтологические службы, формируется институт социальных работников со специализацией в области геронтологии. Но деятельность социальных служб носит в основном опекающий характер и мало ориентирована на использование потенциала людей "третьего возраста", - считает Кононыгина. По мнению эксперта, особое внимание НКО следует сосредоточить на разработке образовательных технологий, способствующих активизации жизненных сил пожилых для решения их проблем. 
По итогам круглого стола эксперты подготовили рекомендации к органам власти. Так, по их мнению, Правительство РФ должно финансировать образовательные проекты для людей "третьего возраста", а также разработать федеральную целевую программу обучения на базе учреждений образования, культуры, НКО с привлечением студентов, преподавателей вузов, волонтеров. Кроме того, по мнению собравшихся, в России необходимо сформировать сегмент НКО, занимающихся вопросами образования граждан старшего возраста.
 
 
 



Все "СМИ об образовании"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100