Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Любимов: необходима радикальная реформа школы

27 Января 2012 0:00

В главе "Новая школа" проекта "Стратегия 2020" подчеркивается: уровень образования российских родителей - один из самых высоких в мире. Эксперты считают, что именно с их помощью можно улучшить школу, но потенциал родителей используется пока недостаточно. Почему - в интервью РИА Новости рассуждает заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ Лев Любимов.
 
- Лев Львович, в советские годы родители, как правило, мало интересовались школьной жизнью детей, сегодня же их активность намного выше. Вы с этим согласны?
- Так можно утверждать относительно лишь тех родителей, кто был на митингах на Болотной и на проспекте Сахарова. Это - возрождающийся средний класс, но его часть пытается из России уехать и найти образование получше.
А остальные не избавились от стереотипа воспринимать школу как камеру хранения. В социологических опросах ФОМа и ВЦИОМа, демонстрирующих приоритетность проблем в понимании населения, образование - на последних местах, в отличие от, например, интереса к событиям в Ливии или Иране. Отношение большинства в обществе к образованию в лучшем случае нейтральное.
- Чем бы вы это объяснили?
- Ленью и советским прошлым. Людей приучили к тому, что надо родить ребенка, кормить-одевать, а остальное сделает школа. Советская власть не была заинтересована в том, чтобы детей воспитывали дома: в нормальной семье никто не стал бы это делать в духе государственно-партийной парадигмы. А в традициях дореволюционной элиты участие родителей в обучении и воспитании детей было огромным: у Льва Толстого семья и школа - единое целое.
- Журналист Александр Привалов в статье "Требовать свое" предложил родителям активнее участвовать в работе школы - и тогда, по его мнению, хороших школ станет больше вне зависимости от действий чиновников и без новых стандартов.
- Настоящее решение проблемы - это создание новой школы, возможное лишь при реальном выполнении государственных образовательных стандартов, два из которых - для начальной и основной школы - уже приняты. Привалов их критикует, поскольку не понимает их сути, - думаю даже, он их не читал.
Необходима радикальная реформа школы, учитывающая в том числе включение родителей в совместную со школой работу. В треугольнике "семья - школа - улица" последний угол следует устранить. Для этого, конечно, нужна резкая и совместная активизация школы и семьи. Есть и другие важные элементы реформы - например, такое переобучение учителей, какое ведет филиал Высшей школы экономики в Перми. С прямым участием минобразования края и при явном интересе губернатора мы создали образовательный кластер "Вышка + 50 школ города и края". Главная цель - качество образования в школах через повышение профессионализма персонала и механизмы мониторинга.
Чиновники здесь действительно не нужны - нужны стратегии в школах и те, кто может стратегиям научить.
- Что может "расшевелить" родителей? Какой должна быть мотивация?
- Единственная мотивация - нормальное стремление усложнить себя в своих детях. В романе "Анна Каренина" семья князя Львова в Петербурге была известна двумя детьми - этими мальчиками все восхищались. Князь - крупный дипломат - объяснял Константину Левину: ему приходится бросать службу, чтобы заниматься их воспитанием. И вот такие люди, как князь Львов, были на Сахарова и на Болотной - я там, между прочим, не слышал ни одного матерного слова.
- Вы общаетесь с родителями в той же Перми, где у Вышки есть базовые школы. Многие ли родители готовы к сотрудничеству?
- Процентов десять. Остальные смотрят на школу как на нечто данное. Однако общение с родителями часто ведет к резкому увеличению этой доли, что затем серьезно сказывается в позитивную сторону. Общая заинтересованность появится, может быть, через поколение.
- А в чем должна проявляться активность родителей?
- В чем угодно. Они "не вылезают" из школы, узнают, как там дела, какие книги докупить, куда детей сводить...  Они координируют свое влияние с влиянием школы. Когда я был первым проректором Вышки, я постоянно и много встречался с родителями и школьников, и студентов - они беспокоились, как учатся их дети, куда их определить на практику и прочее.
- Что вы скажете о границах родительской помощи?
- Не думаю, что у добра должны быть границы. Лицей № 10 в Перми - лучшая школа в Пермском крае, и участие родителей в его жизни огромно. Родитель будущего первоклассника уже сейчас интересуется, в каком кабинете ребенок будет учиться, какие книги в библиотеке, предлагает свои, советуется по вопросам воспитания.
Чтобы потенциал родителей использовался активнее, надо организовать родительский всеобуч по психологии, где понятным языком объяснялись бы особенности возрастной психологии и физиологии. Объяснить, например, каким образом эффективно формировать речь ребенка, что устная речь формируется из эфира, словесного окружения; письменная - иначе... Но делаться все это должно без участия чиновников.
 
 
 



Все "СМИ об образовании"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100