Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Завершается работа над образовательным стандартом для старшей школы

19 Января 2012 0:00

Новая редакция образовательного стандарта для старшеклассников может оказаться не лучше предыдущих.
 
Стандарт обучения старшеклассников, который не первый год пишут эксперты и чиновники, может быть представлен на суд публики уже в ближайшие дни. Новая редакция документа, за которую теперь отвечает глава Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, впрочем, может оказаться не лучше предыдущих версий.
 
Работа над новой версией образовательного стандарта старшей школы (ФГОС) практически завершена. До 20 января рабочая группа под руководством директора Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука собирается полностью согласовать текст документа и представить его на расширенное обсуждение. Замминистра образования и науки Максим Дулинов рассказал «МН», что все тематические подгруппы передали свои наработки на сведение Ковальчуку.
 
Напомним, что ФГОС для старших классов был представлен широкой публике 16 ноября 2010 года и сразу же вызвал небывалый скандал: документ был столь одиозен, что через пару месяцев под напором недовольных граждан переписать его повелел премьер Владимир Путин. 
Наибольший гнев вызвал раздел о четырех «обязательных предметах» (среди которых есть физкультура и Основы безопасности жизнедеятельности, но нет, к примеру, русского языка и математики) и несуществующий в природе предмет «Россия в мире», который также вошел в число обязательных. К слову, данный курс и учебник (разработчики уверяют, что это будет синтез истории, обществознания, географии и культурологии) не написан и поныне.
 
Также разработчиков стандарта обвиняли в насаждении обязательного «патриотического воспитания» в рамках учебной и внеучебной программы. Многочисленные дискуссии вызывали  решение предоставить школьникам право выбора не более 9-10 предметов (вместо 18-21 по нынешнему стандарту) для изучения в 10-11-х классах, а также предложение ввести двухуровневую систему обучения – базовую для всех и профильную для углубленного изучения того или иного предмета. Эксперты сочли, что в обществе и профессиональной среде еще нет согласия на эту тему, чтобы внедрять этот переход.
 
В итоге группа разработчиков под руководством гендиректора издательства «Просвещение» Александра Кондаков и академика Российской академии образования Любови Кезиной с ноября 2010 года по апрель 2011 года переписывала стандарт аж четыре раза. За это время, правда, документ содержательно поменялся слабо: идея 10 предметов и деления на базовую и профильные версии обучения все равно оставались.
 
11 апреля Российская академия образования неожиданно представила альтернативный вариант ФГОС, признанный более консервативным, но более понятным широкой аудитории.
 
Однако реализация «масштабной реформы всей старшей школы» завязла, и власти приняли решение объединить обе версии стандарта. 24 мая Минобрнауки заявило о создании специальной рабочей группы под руководством старого знакомого Андрей Фурсенко и Владимира Путина - Михаила Ковальчука. В последние девять месяцев результаты работы над общественно значимым документом на публику не выносились.
 
Возможно, нежелание публичности объясняется тем, что создать целостный документ пока, судя по всему, не удается. Научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исаак Фрумин рассказывает, что «оба стандарта все никак не поженят». Член комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ефим Рачевский уверен, что «форсировать сдачу документа никто не будет» - стандарт для старшей школы окончательно вступит в силу только с 2020 года, напомнил он в беседе с корреспондентом «МН». «Не стоит затягивать документ до 2020 года, но и не обязательно пересматривать и переписывать все нормы заново, - возражает Фремин. – Обычно в таких случаях исправляют самые важные нормы. Почему, например, не заняться изменением принципов преподавания иностранного языка, это большая проблема образования».
 
В рабочую группу по переработке стандартов пригласили и общественных деятелей, критиковавших первую редакцию. Один из них рассказал «МН», что разработчики так и не смогли переписать документ понятным языком, и он «остается формальным и казенным». «Больших обсуждений, как было обещано, так и не состоялось. Все острые углы замалчиваются и не обсуждаются. Не ясно, сохранится ли вариативность обучения. Чуть ли не единственный предмет консенсуса - то, что старшеклассники будут учиться 36 часов в неделю», - рассказывает собеседник «МН».
 
Впрочем, представители Российской академии образования, активно участвующие в работе над стандартом, полагают, что последняя версия ФГОМ уже готова к тому, чтобы не только быть представленной широкой общественности, но и потихоньку внедряться в школьную жизнь. «Все положительные изменения из стандарта Кондакова и нашей версии  удалось свести воедино. Наиболее одиозные нормы убрали», - уверяет президент РАО Николай Никандров. Правда, из его слов следует, что некоторые спорные предложения все же сохранены, но в «ослабленном виде». Например, «концепция 7-10 предметов», которые будут изучаться в старшей школе, сохраняется, а ура-патриотический предмет «Россия в мире» просто убрали из списка обязательных. «Первое время он пойдет как предмет по выбору, и если его значимость подтвердится, он войдет в основную программу. Скоро должна начаться его апробация в некоторых школах», - заявил «МН» Никандров.
 



Все "СМИ об образовании"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100