Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Родители готовят иски в суды

19 Января 2012 0:00

На прошлой неделе в Москве заработала система электронной записи в школы на следующий учебный год. Учтя ажиотаж прошлой весны, когда в очередях в престижные учебные заведения возбудившиеся родители очень быстро переходили от словесной перепалки к схватке рукопашной, московские школы решили на этот раз довериться электронике.
 
Департамент образования города Москвы обратился к горожанам с извинениями за «шероховатости» при записи в первый класс. По сведениям чиновников, уже в первый день записались более 17 тысяч человек.
 
Между тем в Интернете полно жалоб от родителей на то, что двери престижных школ для них так и остались закрытыми. В результате то там, то здесь раздаются призывы родителям объединяться в сообщества для защиты прав своих детей на хорошее образование в суде.
 
Зарегистрироваться можно на городском сайте госуслуг, после чего заполнить заявление в разделе «Запись в первый класс». А дальше система сама найдет и выдаст номер школы, к которой относится дом. Родители также могут выбрать еще два учебных заведения, но «при наличии у заявителя аргументированной потребности в обучении ребенка в другом учреждении». Аргументированная позиция, как оговаривается в положении к приказу Департамента образования Москвы № 910, имеет такие варианты: «Брат/сестра учатся в этой же школе»; «Предпочитаемая программа обучения»; «Место проживания отлично от места регистрации» и «Иное», где можно указать любую другую причину.
 
Электронную систему записи детей в первые классы планировали ввести, чтобы снять к апрелю будущего года ажиотаж и сделать систему записи открытой. Фактически это трудно осуществить. Ажиотаж существует только при записи в престижные школы, а как раз они не спешат себя открыть. И понятно почему. А как же тогда телефонное право? А как пополнять школьный бюджет?
 
Казалось бы, зачем так биться за первый класс. Ведь существует же такое распространенное мнение детских психологов, что вообще первоклашке нужно подбирать не школу, а учителя. И не специалиста, а вторую маму… «А значит, – подытоживает для «НГ» член Общественной палаты, директор школы Ефим Рачевский, – такой подход должен быть очень индивидуален». И советами общего плана здесь не обойтись. А при поступлении в престижную школу, надо как минимум узнать – каким образом этот самый «престиж» появился.
 
Буквально несколько месяцев существует официальный рейтинг школ, который базируется на данных опросов родителей и учитывает средний балл ЕГЭ. В принципе и этот рейтинг нельзя назвать оптимальным, но до его появления вообще любая школа могла легко заявить о своей «брендовости». Даже мэр столицы Сергей Собянин на днях на заседании московского правительства вынужден был заявить, что ажиотаж прошлого года не сыграл на руку ни родителям, ни самим привилегированным школам. В последних – оказался недобор.
 
В общем, часть экспертного сообщества уверена, что родительский ажиотаж подогревается искусственным образом. И выгоден он прежде всего самим школам. Во-первых, брендовая школа получает возможность устраивать конкурс родительских кошельков. Необязательно и не только это обогащает директоров школ, просто дополнительные финансы позволяют им быстрей и лучше решать и кадровые вопросы, и вопросы оснащения. И, разумеется, такая школа получает бонусы от власти. А это – дополнительное внимание, участие в разного рода мероприятиях, которые опять же оборачиваются дополнительным интересом к школе со стороны родителей.
 
Высшая школа экономики привела данные исследования «Результаты мониторинга экономики дошкольного образования». Охват дошкольным образованием детей старше 5 лет приближается к 80%. Но при оценке качества услуг дошкольных образовательных учреждений на первое место выходит здоровье детей. При этом такие показатели, как наличие дополнительных программ обучения, вариативность образования, оснащенность игрушками, практически не имеют значения для родителей в среднем по стране.
 
Только к первому классу школы родители начинают думать, как развивать своих детей. Такая же примерно позиция и у самого государства. Проректор ВШЭ Исак Фрумин говорит, что любовь к маленьким детям в нашем обществе очень сильна, но мы любим детей «издалека». Нам трудно, например, представить, чтобы в детсадах работали волонтеры или воспитателям помогали бы соседские бабушки и дедушки. При этом явно обозначившей себя тенденцией Москвы является рост числа воспитателей, для которых русский язык не является родным.
 
Между тем среди западных психологов существует такое мнение, что ребенка до трех лет должен учить чуть ли не профессор. И модно рассуждать на тему, что примерно в возрасте трех лет у ребенка закрывается врожденная способность к любым языкам. Далее эти способности поднимать с нуля уже трудней. Приведу еще рассказ одной мамы о жизни хорошего детского сада на Кипре, где воспитывается ее ребенок.
 
Трехлетних малышей этого детсада водят на экскурсии на электростанции, животноводческие фермы. Показывают, как происходит водозабор, как сортируют овощи, как оперирует хирург (в рамках разумного, конечно). Смысл таких экскурсий в том, что не надо ограничивать познавательную деятельность ребенка. А в самом детсаду детей часто тестируют, определяя, в чем их интерес. И затем организуют с детьми соответствующие занятия. Все с разрешения родителей, разумеется. Детсад сотрудничает со школой, и уже там продолжается эта работа по развитию ребенка дальше.
 
Как говорит заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов, на «сегодняшний день у нас не выработано практически никаких расчетно-установленных нормативов в секторе дошкольного образования, и ситуация с оценкой образовательных услуг в этом секторе крайне размыта».
 
То есть фактически на первого учителя возлагается особая задача – развить ребенка, которым не занимались прежде. Причем каждый старается отдать в престижную школу, которая (к слову сказать) уже в большинстве своем сама по себе ориентируется на подготовленного ребенка и на продолжение уже полученного где-то образования.
 
Смириться с тем, что кто-то может, а кому-то отказано в такой привилегии, – любому родителю достаточно сложно. С другой стороны, тех же школ «с уклоном» на всех не хватает. Среди экспертов преобладает такая точка зрения, что, конечно, удовлетворить запросы всех желающих попасть в престижные школы власть не может. Но по крайней мере она может изучить, а чего, собственно, хотят родители. Скорее всего электронная запись способна послужить лишь этому…
 
 



Все "СМИ об образовании"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100