Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

80% коммерческих студентов учатся в государственных вузах

16 Января 2012 0:00

Исследования, заказанные Общественной палатой НИУ-высшей школе экономики, свидетельствуют: кризис не помешал родителям вкладываться в образование детей. Средние расходы в госвузах на эти цели в прошлом учебном году составили около 56 000 руб. В частных — почти на 20% меньше.
 
Последняя оценка состояния рынка платного высшего образования в России позволила исследователям сделать несколько любопытных выводов. Российские родители по-прежнему готовы на любые траты, лишь бы их дети получили университетский диплом. И все мировые и отечественные кризисы вместе взятые им не помеха. Дороже всего сегодня обходится обучение будущих медиков — свыше 100 тыс. рублей в год при средней стоимости платного обучения в 56 тысяч. Но вот что интересно: основной площадкой рынка платного высшего образования в России являются не частные, а государственные вузы. Там учатся до 80% студентов-платников.
 
Учиться, учиться и тратиться!
 
По данным исследования, около 60% семей, в которых есть дети в возрасте от 13 до 20 лет, согласны войти в серьезные материальные затраты ради того, чтобы дети получили университетский диплом. Чем выше уровень образования самих родителей, тем к большим финансовым жертвам ради обучения молодого поколения они готовы. Однако не отстают и семьи с более низким образовательным цензом. Их объединенными усилиями в прошлом, не самом благополучном финансовом году на высшее образование детей был потрачен каждый четвертый-пятый рубль семейного бюджета: «Средние затраты на эти цели составили около 22% от среднегодового дохода семьи студента в расчете на одного человека».
 
Примечательно, что даже в семьях, где, по оценке домочадцев, на ежедневные расходы хватает, но покупка одежды уже представляет трудности, средние расходы на высшее образование за год составили 42,5 тыс. рублей. В более благополучных — где на еду и одежду хватает, но покупка телевизора, холодильника и т.п. представляет трудности, — уже 56,6 тыс., а тех, где достаточно обеспечены материально, но для покупки автомобиля и дорогостоящего отпуска пришлось бы залезть в долги, — 66,4 тыс. Семьи же, считающие себя материально обеспеченными и имеющими возможность позволить себе дорогостоящий отпуск и покупку автомобиля, вложили в высшее образование детей за год 97,4 тыс. рублей.
 
Средние расходы на дневное обучение в государственных вузах в прошедшем учебном году составили около 56 тыс. руб. Однако не стоит думать, что все эти деньги огребли частники от образования. Как оказалось, 80% коммерческих студентов учатся в государственных вузах. А стоимость года обучения там на 19% выше, чем в негосударственных вузах! Такое вот платное бесплатное образование.
 
Наша дорогая медицина
 
Дороже всего, как оказалось, приходится платить за обучение в медицинских вузах: в среднем — более 100 тыс. руб. за год. Юристы с экономистами, хотя среди них по-прежнему наибольшее число платников, от эскулапов безнадежно отстали: они в среднем «стоят» чуть более 70 тыс. руб. в год. Отсюда вывод: традиционная популярность этих направлений подготовки сходит-таки на нет. Моду же на медицинское образование впоследствии оплатят пациенты: во всяком случае, надежд на платежеспособность будущих клиентов юристов, как явствует из приведенных цен, сейчас гораздо меньше, чем 5–10 лет назад.
 
Наименьшие траты у студентов технических вузов. Там год обучения в среднем обходится всего в 51,5 тыс. руб. Таким образом, говорить о возвращении престижности специальности инженера, мягко говоря, пока преждевременно.
 
Об уровне востребованности и престижности тех или иных направлений подготовки свидетельствуют, по мнению авторов исследования, и другие данные. Прежде всего — уровень относительных цен на те или иные образовательные программы. И он дает похожую картину предпочтений студентов.
 
Самой дорогостоящей вновь оказалась группа специальностей «Здравоохранение». Здесь стоимость обучения почти на 25% превысила среднюю цену платных отделений госвузов. Инженеры же и тут плетутся в хвосте: затраты студентов инженерных и естественнонаучных специальностей на 14–16% ниже среднего уровня стоимости программ. Впрочем, наиболее доступными платными программами оказались не они. Наименее престижными, если следовать логике авторов исследования, сегодня являются программы «Сельское хозяйство» и «Образование» с «Педагогикой». Их стоимость отстает от средней стоимости года обучения на все 25–30%. А значит, профессия учителя, как и инженера, престижной в обществе все еще не считается. Оно предпочитает платить за более заманчивую перспективу. Тем более что возможностей получить высшее образование бесплатно постепенно становится больше.
 
Не все коту масленица
 
По данным исследования, в последние годы доля школьников, поступающих на бюджетные места, неуклонно растет: «Всего пару лет назад бюджетное финансирование выделялось в объеме, достаточном для обеспечения бесплатным образованием около 50% выпускников одиннадцатых классов. В этом году этот показатель возрос почти до 61%».
 
Халявным тенденциям есть вполне рациональное объяснение: демографический провал в сочетании с экономическим кризисом. Первый, добравшись до вузовского возраста, выкосил значительную часть абитуриентов. Второй в условиях усиления безработицы не позволил сократить количество бюджетных мест. Вот и пошли в вузы те, кто раньше не смел на это и надеяться. Итог оказался закономерным: вытеснение из системы высшего образования коммерческих студентов и более чем умеренный — на уровне инфляции — рост стоимости платного обучения.
 
Примечательно, что данная тенденция коснулась не только наименее престижных, но и самых востребованных специальностей. И в ближайшем будущем она сохранится. Задрав цены на самые престижные направления, предсказывают авторы исследования, вузы добьются одного: «Абитуриенты начнут отдавать предпочтение маловостребованным недорогим специальностям, по которым вузы не набирают бюджетных студентов. В результате высшие учебные заведения лишатся значительной части внебюджетного финансирования — наиболее гибкого в использовании источника средств (вузы имеют существенно больше свободы в использовании внебюджетных средств по сравнению с выделяемыми им бюджетными ассигнованиями)». Так что резкого скачка цен не предвидится!
 
К примеру, с 2005 по 2010 год стоимость обучения в российских госвузах увеличивалась в среднем на 9,9% в год. Цены в московских высших учебных заведениях росли немного быстрее — на 11% в год, в вузах Санкт-Петербурга — на 12,9%. Между тем в реальном выражении рост стоимости обучения за рассматриваемый период не наблюдался: темпы роста цен на услуги высшего образования практически совпадали с темпами инфляции.
 



Все "СМИ об образовании"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100