Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Игорь Реморенко: Образование не позволяет

13 Октября 2010 0:00

Недавно мне рассказали такой анекдот.
Идет первоклассник в школу, проходит мимо детского сада, за забором которого увлеченно играют малыши, останавливается, внимательно смотрит за игрой ребят, потом тихо вздыхает и произносит: «Эх, присоединился бы, да образование не позволяет…».

Все-таки обязательные уровни образования имеют нечто принципиально отличное от обычного детского течения жизни до столкновения с общественной образовательной программой, с веками устоявшимися образовательными институтами. Образование в виде своих традиционных институтов – это то место, где человек впервые встречается с государством, – можно прочитать у одного модного современного писателя. И в самом деле, образование выполняет некую ограничивающую функцию, устанавливает рамки первоначальной свободы. Быть может, не случайно, что в качестве центрального понятия развития личности принято рассматривать «произвольность», которая, с одной стороны, относится к свободным и сознательным действиям человека, но, с другой стороны, описывает ситуации действий по определенным правилам, алгоритмам и осмысленным нормам.
Именно произвольность как способность осмысленно действовать сообразно границам и правилам ситуации действия, иногда меняя эти самые границы и правила, и может быть названа сквозной компетентностью всех уровней получения образования. В зависимости от возрастной периодизации, характеристик каждого конкретного возраста, формируются определенные грани произвольности. От возрастных особенностей, актуальных освоенных компетентностей, ожиданий взрослых зависит конкретная образовательная ситуация в каждом конкретном возрасте.
Эти общие представления о возрастном развитии требуют конкретизации применительно к сегодняшней ситуации, когда логика модернизации социально-экономических отношений, развития человеческого капитала становится главным элементом абсолютного большинства стратегий, планов долгосрочного развития. Идет ли речь о развитии какой-нибудь отрасли (сельского хозяйства, металлургии, судостроения и пр.) или о целостной программе социально-экономических изменений – без вопросов кадровых перемен не обойтись.
На что стоит особо обратить внимание при формировании произвольности в эпоху тотальной модернизации, быстрой смены технологий, динамичной среды информационного общества? 

Модернизация
Модернизация – не обязательно благо, для большинства населения она скорее приносит дополнительные трудности, нежели решает насущные проблемы. Она как демократия, которая, как говорил У. Черчилль, «плоха, но лучшего пока ничего не придумали». Наиболее яркий пример – изменение структуры рабочих мест при внедрении ресурсоемких технологий. В особенности страдают развивающиеся страны, когда строительство новых или переоборудование старых заводов приводит к высвобождению рабочих мест. Не меньшие проблемы и в развитых странах. Японцы с их уровнем технологической оснащенности производств, роботизации вынуждены придумывать порой нелепые рабочие места для бывших сотрудников, дабы занять их еще в работоспособном состоянии, обеспечить причастность к формированию общественного блага. Неизбежное следствие модернизации – образовательные программы для взрослых, стремление учиться всю жизнь как одна из доминант произвольности.

Профессиональный рост
Самая, пожалуй, сложная проблема – собственный профессиональный рост. Дело уже даже не в том, что и для дворников, и для продавцов, и для сантехников постоянно нужно осваивать новое в их профессиональной области. Сама профессиональная область со временем ставится под сомнение. Важным будет освоение новых и неожиданных профессиональных областей, умение переключаться с одного типа профессионализма на другой. В качестве примера можно привести проектирование современных цехов для производства микроэлектроники. Именно здесь за последние годы главными в проектировании неожиданно стали технологии поддержания необходимых климатических условий – температуры, влажности, чистоты воздуха. А это совершенно иные знания для проектировщиков и строителей, другая квалификация. А насколько важным стал дизайн в самых различных сферах массового потребления? А как велика роль технологий поддержания безопасности? Все это меняется буквально на глазах, важность приобретают требования не только к профессиональному совершенствованию, но и к кардинальной смене собственных профессиональных установок.

Обновление технологий
Обновление технологий все более сильно будет сказываться на семейном укладе. В каждой семье молодое поколение быстрее овладевает новыми технологиями, чем старшие поколения. И разрыв в скорости овладения новым имеет тенденцию к увеличению. Отсюда будет накапливаться непонимание, напряжение в отношениях, расхождения в интересах и ценностях. Взрослым придется заставлять себя овладевать тем, к чему душа не лежит, но без чего они потеряют связь со своими детьми и внуками. Поэтому еще одно требование современности – увеличение доли программ самообразования.

Технологическая зависть
Следующий феномен – технологическая зависть. Какую бы услугу для себя гражданин ни выбрал, всегда найдутся более состоятельные, способные получить данную услугу на качественно ином технологическом уровне. Разрыв между слоями населения был всегда, но сейчас это уже не разница между умеренностью в потребностях и избыточностью (роскошью), а принципиальная разница в качественном уровне получения услуг. Особенно это заметно на рынке медицинских услуг. В то время как одни подыскивают лучшее лекарство, другие пересаживают органы. Поэтому способность соизмерять свои ресурсы и возможности – еще одна ключевая компетентность.
В логике модернизации странным образом переплетается желание максимально «выжать всю креативность» человеческого потенциала со стремлением обеспечить всеобщую занятость. С одной стороны, без порождения новых технологий невозможно продвижение вперед и обеспечение общественного благосостояния. С другой стороны, высокие технологии неизбежно приводят к высвобождению людей. И если не формировать новые рынки занятости, новые услуги и сферы деятельности, оказавшиеся «не при делах» граждане станут не только барьером, но и активной противоборствующей силой, оборачивающей модернизационные процессы вспять. При этом новая занятость как изобретение новых сфер приложения усилий и интересов – безусловно поле деятельности образовательных институтов.
Резюмируя сказанное, можно еще раз отметить, что модернизация во всех ее проявлениях – вещь хоть и необходимая, но крайне непростая с точки зрения гуманитарной проблематики. Она невозможна без образования, без изменения произвольности, внутренних усилий человека по преобразованию самого себя.
 

"Вести образования"



Все "СМИ об образовании"

система комментирования CACKLE

Подписка



Анонсы событий
Новости проекта

Укажите свой e-mail:




АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100