Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Семинар «Построение модели сетевой подростковой школы»
Презентация А.Адамского 
Презентация О.Марасановой 
Презентация Е.Петряевой 
Программа семинара 

Семинар «Построение модели сетевой подростковой школы»







26 января 2018 года в Москве состоялся семинар по построению модели сетевой подростковой школы. В семинаре участвовали руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина, команды школ ТИНАО, эксперты Института проблем образовательной политики "Эврика".

Сетевая подростковая школа – это образовательный проект для учащихся 7–9-х классов и их учителей. Проект реализуется с августа 2017 года при поддержке АНО «Институт проблем образовательной политики “Эврика”». Участие в проекте принимают 351 ученик и 104 учителя из московских школ № 2070, № 1392, № 2073, № 1391, № 2065, № 2083, № 2120, № 2122, № 2075. Школы № 2070, № 1392, № 2073 являются базовыми.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский отметил, что первый этап проекта показал возможность учитывания результатов, предусмотренных ФГОС. Задача, которую надо решить, - формализация всех результатов.

По мнению Александра Адамского, новые детские компетенции можно сформировать учителями, которые обладают новыми компетенциями. Не надо тащить старые компетенции: фронтального обучения, репродуктивное знание, тотальные установки ("все слушайте меня!" и пр.).

Далее эксперт перечислил три направления сетевой подростковой школы (инженерная школа, навыки XXI века, сетевые практики креативного мышления) и сказал, что все они отличаются друг от друга и по форме, и по содержанию.

Школа инженерной культуры, например, направлена на знакомство с инженерией как собственной профессиональной сферой деятельности в будущем, организацию исследовательской и проектной деятельности в сфере технико-технологических разработок

«Сетевые практики креативного мышления» предполагают выполнение трех проектов из пяти на выбор: «Выдуманный музей», «Наш учебник», «Конкурс клипмейкеров и анимации “Мультимедиа школа”», «Уникальный универсальный университет», «Проект игрофикации в рамках проведения олимпиады».

В модуле «Навыки XXI века» отрабатывается критическое мышление, креативность, командность, коммуникация, умение решать проблемы, продуктивность. Идея программы состоит в тренировке навыков на различном материале с постоянным открытым оцениванием и самооцениванием.

Но, по мннию эксперта, онтологию предметных областей здесь применять нельзя. Структура оригинальна. Есть задача - транслировать это родителям, нужно сформировать новые родительские установки - это важная социальная задача.

Александр Адамский отметил, что все развивающеее обучение погибло из-за того, что родители не понимали, что дети в начальной школе учатся по-другому. С цифровым образованием может произойти то же самое. За последние несколько лет в ряде исследований появилась тема необходимости осмысления детьми своего образования. Дети встречаются с проблемой, которая требует ответа, зачем ему это надо. Проблема мыслительного построения своей траектории возникла впервые в история образования. Включение ребенка в проектирование собственного будущего - цель, которую ставит сетевая подростковая школа. Ребенок должен попробовать себя в разных деятельностях, и отрицательная проба - это нормально, это хорошо, это не неуспех.

"Компетенции проявляются. А потом мы уже можем их развивать, закреплять. Ребенок должен построить свои учебные действия. Опыт самореализации - это один из базовых критериев успешности ребенка в будущем", - объяснил Александр Адамский.

Когда ребенок начинает проговаривать, почему он поступил так или иначе, если кладет в схему свои действия, если представляет другим, результатом учебной деятельности является способ, которым он это получает. Мечта адептов развивающего обучения Эльконина-Давыдова, чтобы способ стал результатом, может осуществиться.

Как оценить отсутствие способности владеть способом - пока это проблема. Владение способом проявить можно и научить, а формализовать оценку - сложнее.

Ольга Марасанова, директор школы № 2073, рассказала о том, что привлекает в проекте "Сетевая подростковая школа". Это сеть, сетевая форма. Кроме того, формирование компетенций, которые способна сформировать именно проектная деятельность. Мотивация к участию велика. Ольга Марасанова заметила, что пока инструментария, который бы определил метапредметные результаты, нет. Но, несомненно, приобретенный опыт будет полезен в дальнейшем учителям. В проекте участвует 12 учителей и 52 ребенка. Радует, что инженерную школу предпочли большинство.

Александр Адамский на это ответил, что у ребят должно сложиться представление о возможных видах деятельности: "Я рад, что инженерная культура привлекла большинство детей, вовлеченных в проект. Выбор будущего направления деятельность - предмет рефлексии".

По мнению эксперта, есть и проблема: учителя не выдерживают своего отстраненного статуса. Надо добиться того, чтобы дети несли ответственность за свою собственную образовательную программу.

"Самоопределение детей связано с неизвестными будущими объектами. Способность прояснять и проявлять представления о том, о чем ты понятия не имеешь, - это важная способность самоопределения", - сказал научный руководитель ИПОП "Эврика".

Ольга Марасанова объяснила, что пока понимание роли тьюторов у педагогов в полной мере пока не произошло, но можно отметить положительные эффекты - освоение новых образовательных технологий, приобретение опыта оценивания. Проект только в самом начале пути, результат может быть оценен, когда будут проведены все сессии - очные и виртуальные.

В идеале - дети получат платформу для продуктивной деятельности и это будет способствовать мотивации и повышение качества образования. Учитель - личностный рост, социальный опыт, партнерство. Школа - специалиста, обладающего новыми компетенциями и умеющего применять их на практике.

Александр Адамский считает, что подростковая школа - это шанс для учителей - раскрыть ребенка. Он там виднее, чем на уроках. "Владеть материалом надо, безусловно, но надо видеть за деревьям лес, на этом материале можно более точно увидеть ребенка".

Наталья Митряева, замдиректора школы №1392, г. Москва, отметила, что есть трудности с нелинейным расписанием, но есть возможности сделать образовательные события. Для детей, которые вовлечены в проект, событийный формат уже не так нов. Она уточнила, что образовательные события педагоги проводят уже не ради событий, а ради результатов. Кроме того, у родителей тоже появляется интерес. Дети становятся инициаторами событий, форматов, тем. И родители становятся участниками.

По мнению Исаака Калины, главы Департамента образования г. Москвы, новое, носителем которого являются наши дети, вынуждено уходить в подполье перед старым. А в подполье рождается бунт. Закрытость от нового - провокация ухода нового, очень опасная.

"Я надеюсь, что наши директора не боятся нового, - заявил Исаак Калина. - Смогли же сделать так, чтобы мы родителей не собирали, где они рассказывают о том, какой них Петя, Вася, Маша, а показываем, что такого происходит в школе с их детьми, чего не было у поколения их родителей и прародителей. Тогда бабушки и дедушки, мамы и папы придут посмотреть, что такого происходит в жизни детей полезного, чего не было у них. Тогда это рождает интерес, уважение к тому, чем занимаются детям, уважение к самим детям, а значит, уважение к школе. Единственная задача взаимодействия школы с родителями - повышение интереса к тому, чем занимаются дети в школе. А сегодняшние родительские собрания, уверен глава Департамента образования, снижают интерес детей к школе".

Александр Адамский выразил уверенность в том, что ребенок перенимает способ труда: если 11 лет он находится в напряженной, высокопроизводительной среде, он это воспримет как норму.

По мнению эксперта, дорогу к новому открывают новые компетенции учителя. Наращивание компетенций учителя - первоочередная задача. Проект "Подростковая школа" можно рассматривать как один из способов наращивания компетенций. Проектирование себе индивидуальной образовательной программы - часть учебного процесса, которая должна стать легальной, официальной.

Замдиректора Института проблем образовательной политики "Эврика" Елена Петряева рассказала об организации учебной деятельности, которая состоит из пяти сессий. Первая-четвертая сессии включают очный этап и виртуальное образовательное событие.

Первая сессия условна названа «вертушкой». Здесь происходит знакомство всех детей со всеми модулями (как на очном этапе, так и в виртуальном). После первой сессии дети выбирают модуль. Результаты выбора, сделанного участниками в этом учебном году, представлены на диаграмме.

Пятая сессия – итоговая: планируется презентация детских продуктов, в том числе и в виртуальном пространстве. Продолжительность очных этапов – три дня, виртуальных событий – пять.

Координаторы и эксперты в ходе очных сессий работают на базовых школах (№ 2070, № 2073 и № 1392). Все другие школы подключаются к базовым дистанционно. Координатор направления одновременно ведет занятие с детьми, присутствующими в аудитории, и модерирует действия участников в удаленных школах. Каждое из трех направлений очной сессии сопровождает технический специалист.

Елена Петряева отметила, что по сути очная сессия с дистанционным подключением – это первый тип сетевого события, который отрабатывается в проекте. Для него характерно выполнение участниками на разных площадках одного задания, работа в командах с учениками своей школы, презентация продуктов через виртуальную комнату и т. д.

К примеру, в ходе второй очной сессии участникам модуля «Инженерная культура» было предложено выполнить непростую задачу: сконструировать модель так называемого «средства передвижения груза», которое могло бы перевезти груз на дальнее расстояние. Для воплощения своих идей у детей было все необходимое: наставники, которые отвечали на их вопросы, четко спланированное время, бланки для заполнения заявок на участие, материалы и, конечно, огромная аудитория, где можно было протестировать модели и даже побить рекорд по преодолению дальних дистанций изготовленными собственноручно конструкциями. Сессия завершилась виртуальным батлом – демонстрацией возможностей передвижения устройства. У участников «Сетевых практик креативного мышления» шла разработка музеев. К примеру, Музей современной молодежи, Музей кроссовок, Музей денежных купюр, Музей создания квестов, Музей воспоминаний, Музей случайностей и Музей скуки, Музей пельменя и др. На модуле «Навыки XXI века» участники решали сложные НооГеновские задачи. Ребята создавали свой мир, лишенный привычных им средств коммуникации. Быстро и точно переводили тексты с разных языков мира, устанавливая связь между ними.

Что касается работы с педагогами, каждую сессию предваряют очные семинары, в ходе которых отрабатываются вопросы проведения и содержания сессии, оценки образовательных результатов по модулям и виртуальным образовательным событиям. Учителя включены в процесс проведения очной сессии, в виртуальных образовательных событиях они выступают разработчиками кейсов заданий и модераторами сетевых групп, виртуальных включений. Таким образом формируются новые педагогические компетенции для сетевого образования. В конце учебного года учителя получат удостоверение о повышении квалификации на 144 часа.

Методист московской школы №2122 Алена Рамонова рассказала о виртуальном образовательном событии «Сетевой подростковой школы», которое проходило в декабре 2017 года. Более 250 детей, 10 модераторов сетевых групп и виртуальных включений, несколько моделей подключения детей, огромное число материалов, следов для анализа, освоение сетевой культуры, навыки XXI века и новые функции педагога – все это относится к насыщенной неделе в «Кибервилле».

Для решения поставленной задачи ребята разбились на сетевые группы по интересам, ребята были из разных школ, находящихся на разных концах округа, и общались они исключительно при помощи онлайн-сервисов. На первом этапе необходимо было проанализировать текст и найти в нем противоречия, недостоверные факты и ссылки на несуществующие источники, которые были изначально предусмотрены в кейсовых заданиях. Далее ребятам необходимо было защитить свою позицию и во время очередного онлайн включения представить свои аргументы участникам других групп. Следующий этап предусматривал составление ключевых тезисов, отображающих основную идею группы, и формулировку предложений по решению проблемы. И, наконец, подготовка ответного обращения.

По результатам данного опыта был проведен анализ проделанной работы. Алена Рамонова отметила, что ребята очень быстро схватывают задачу, которая перед ними стоит, определяются со своим приоритетным направлением, находят общий язык друг с другом, несмотря на то, что большинство не были знакомы между собой, охотно выходят в прямой эфир и демонстрируют хорошие презентационные навыки и готовы к самостоятельной работе, так как роль модераторов события была минимальной.

Однако отметила и ряд сложностей, которые были вызваны заданиями. К примеру, анализ текста, поиск противоречий и недостоверностей: к концу образовательного события большая часть групп использовала в своей аргументации исходный текст, ссылаясь на несуществующие источники, что означает, что такого плана «ловушка» сработала. Еще одним «слабым» местом оказались тезисы и аргументы. Хотя часть ребят уверенно справились с данной формой представления результата работы, другая часть учащихся все же этот формат не приняли. Понятно, что причиной этому, в первую очередь, служит непонимание детьми самих терминов. Неоднозначными стали и ответные обращения. Часть из них была тщательно проработана, были представлены реальные идеи с качественной визуализацией, которые уже можно использовать локально, но часть из них все же содержала нереальные предложения по решению задач и была представлена в формате текстовых презентаций, но, вполне возможно, что причиной этому служат сжатые сроки события и возраст участников.

Однако, одними из главных результатов Алена Рамонова отметила желание ребят участвовать в событиях такого формата, работать самостоятельно, их способность принимать собственные ошибки и развиваться и, конечно, открывать для себя новые инструменты.

Соб.инф.

Фото Татьян Давыдовой


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100