Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Стажировка во Франции

Стажировка во Франции

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ.

Так вот, для автора этого отчёта, девизом сегодняшнего дня стало слово «безнадежность». Во-первых, оно рифмуется со словом невозможность, а во-вторых, полностью отражает смысл нашей ситуации. Потому что колоссальные запросы нашего профессионального любопытства хоть и совпадают с не менее громадным парижским ассортиментом, но абсолютно противоречат тому времени, которым мы распоряжаемся.

И все таки нам есть чем похвастаться - времени зря мы не теряем, потому что любое погружение в инородную среду в итоге приводит к увеличению возможностей и расширению опыта. Точки, которые сегодня вдохновляли меня, отличались своим разнообразием и географической удаленностью. Сперва я столкнулся с Парижским университетом, одним из старейших учебных заведений в мире, который с 1970 года состоит из 13 отдельных академий. Большинство из них находятся в самой столице, в исторических зданиях, где даже стены слишком образованы. Ректорат и некоторые другие подразделения находятся в легендарной Сорбонне, увидев ее в первый раз вы скорее всего признаете в этом сооружении церковь и будете правы, так как светским оно стало лишь 1905 году после окончательного отделения французского образования от церкви. Сам Университет безмерно авторитетен в научном сообществе, обладает великолепным составом преподавателей, а материальной базе даже не стоит удивляться, учитывая его историю и самое главное - местоположение.

Тысячелетнее существование Парижа, как центра мировой культуры, даёт ему возможность одновременно демонстрировать разные эпохи, сравнение с тортом «Наполеон», тут напрашивается само собой, тем более город не менее «вкусен». Однако, прошлое Парижа уверенно гармонирует и с его ультрасовременностью. Здесь стоит выделить Национальную библиотеку Франции, понятно, что появилась она не вчера, а как минимум в XIV веке, но то, как выглядит новое здание, и, что мне кажется более важным, как она осуществляет свою работу, говорит о ее крайне современных принципах. Четыре высотных здания в виде открытых книг, миллионы печатных изданий и ежедневный труд по оцифровке основных фондов, с которыми можно познакомится на специальном сайте, а также участие в международных научных проектах - все это ломает привычные представления о таких заведениях.

Своеобразная конкуренция между культурными слоями Парижа не останавливается, и в этой борьбе побеждают люди, прикоснувшиеся к этой образовательной массе. Театры, музеи, парки не перестают удивлять даже изнеженных этими эмоциями парижан, для нас же это пространство располагает всевозможными ресурсами для личностного роста. Не только прошлое и ближайшее будущее мы можем найти на улицах этого города. Выложенное Каем слово - вечность, повсюду с тобой. Вечные кумиры: Наполеон, Фредерик Шопен, Виктор Гюго, Александр Галич когда-то вдохновленные столицей Франции, остались здесь навсегда, слились с ней в одно целое. Трудно было отказать себе в удовольствии пройтись вдоль Сены, которая видела и увидит ещё очень много, хочется позавидовать ей, потому что у неё много времени наедине с этим городом, а нам стоит ещё раз подумать, как распорядиться тем, что нам осталось провести в Париже.

Алексей ТИХОНОВ


ДЕНЬ СЕДЬМОЙ.

Блистательный Париж продолжает манить, притягивать, будоражить всех, кто оказался в рамках образовательной стажировки в нашей группе.

Седьмой день в Париже выдался на воскресенье. Решили прокатиться на ярких двухэтажных автобусах - даблдекерах - эдаких огромных туристических кабриолетах, катающих туристов по самым интересным местам. Работают такие автобусы по системе «Hop-On/Hop-Off» - это означает, что пассажиры, купившие билет на такой автобус, имеют право неограниченного количества поездок в течение всего времени, на которое действителен билет. Маршруты - исключительно туристические, от одной достопримечательности к другой. Автобусы оборудованы аудиогидами на нескольких языках и в течение всего маршрута мы слушали рассказ гида на русском языке.

Первым по маршруту автобуса мы увидели государственный оперный театр, который все называют «Парижской оперой». Фасад театра - это удивительная смесь белого, розового и зеленого мрамора, колоннад, вздымающихся лошадей, крылатых ангелов и блистающих бюстов знаменитых композиторов. Здание архитектора Шарля Гарнье, построенное при Наполеоне III во время реализации плана по преобразованию Парижа, величественно возвышается на авеню Опера. На этой улице не сажали деревья, дабы они не закрывали вид на театр.

Дальше наш автобус проследовал до Триумфальной арки, монумента на площади Шарля де Голля, возведённого архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его Великой армии. Аудиогид рассказал, что своеобразный символ Парижа, Триумфальная арка, является самой большой в мире - её высота почти 50 метров, строительство которой продолжалось 30 лет, из них только два года ушло на фундамент. Арка украшена гигантскими барельефами, на ней высечено 128 названий баталий и имена более 500 французских офицеров. Вокруг Триумфальной арки установлены гранитные тумбы, соединённые чугунными цепями.

Дальше по маршруту мы посетили одно из самых старинных сооружений Парижа, Собор Парижской Богоматери. К входу в собор выстроилась огромная очередь жаждущих попасть внутрь. И это не случайно. Каждый из нас мечтал первым делом побывать именно в этом месте. Собор известен не только как шедевр архитектурного зодчества, но и тем, что здесь происходили самые значимые исторические события Франции - в торжественном величии собора короновали императоров и венчали королей, какое-то время заседал первый парламент Франции.

Внутри Собора велась торжественная литургия по случаю Пасхи. Зал был заполнен прихожанами до отказа. Завораживающее акапелльное пение сменялось молитвочтением служителей собора. Особую торжественность происходящему действию придавало само величие храма, мозаичные витражи на окнах, скульптурные изваяние святых вдоль стен. За соборными стенами возведен памятник Иоанну Павлу-II, как символу могущества и величия католической церкви.

Далее наш путь лежал к Эйфелевой башне. Маршрут нашего автобуса пролегал таким образом, что мы могли увидеть башню со всех ее четырех сторон. Наконец, когда мы получили возможность подойти к башне, она просто поразила нас своей мощью и величием. Честно признаться, мы немного раздумывали над тем, стоит ли подниматься на такую высоту. Переборов страх, мы все-таки решили совершить восхождение на башню, которая является символом Парижа. До третьего яруса мы поднялись на уникальном лифте, который передвигался по изогнутой траектории, тем самым открывая нашему взору красоты Парижа с высоты птичьего полета. На смотровой площадке третьего яруса мы встретили много детей. Эйфелева башня представляет образовательное пространство для формирования метапредметных результатов: тут и история, и физика, математика и литература. На самый последний уровень мы добирались уже вертикальным лифтом. От высоты и красоты захватывало дух. Париж с самой высокой точки башни предстал белокаменным с голубыми крышами, разделенный Сеной на две половины, с четкими гранями Марсового поля, цветущими магнолиями и ярко-зелеными лужайками.

Трудно было справиться с эмоциями, но наше путешествие продолжилось.

Татьяна БУДАЕВА, Галина ФОМИЦКАЯ


ДЕНЬ ШЕСТОЙ.

Незнакомое место всегда является своеобразным вызовом. Абсолютно чуждая обстановка заставляет быть предельно внимательным, в подобные моменты люди способны сделать что-то уникальное и достичь новых высот. Именно таким вызовом на шестой день нашей стажировки стал Париж. Необыкновенная, потрясающая и многоликая столица Франции представляла с самого утра непростую головоломку. Уехав из уютного и миниатюрного Буржа, мы оказались в мегаполисе, понять который с первого взгляда было невозможно. В первую очередь нам предстояло посетить Центр науки Ля Виллет. Сразу отметим, что от центра Парижа это место находится далеко, это и обеспечило нам прекрасное начало дня. Дорогу осилит идущий, путешествие по французскому метро стало прекрасным поводом проявить навыки ориентирования, находчивости и логики, так как выбор пути, покупка билетов и пересадки были непростым делом. Промчавшись до нашей остановки и подойдя к Центру, мы увидели современное здание и огромное количество людей, а именно семей с детьми всех возрастов, которые стремились попасть внутрь.

В 1986 году в дни прохождения над Землёй кометы Галлея здесь был открыто первое в мире учреждение подобного рода. Несколько тысяч квадратных метров содержат внушительную экспозицию, состоящую из нескольких разделов - чтобы оценить такое многообразие экспонатов требуется не один день. Кинотеатр, аквариум, планетарий (причём каждый из них уникален в своем роде) и это далеко не весь список значимых мест в Центре. Здесь созданы комфортные условия для времяпрепровождения, ежегодно растёт число туристов, посетивших и отдохнувших тут. Но можно ли называть это только отдыхом? Не думаю.

Итак, перейдем к делу - нам удалось увидеть и опробовать на себе экспозицию для самых маленьких детей. Нас окружали ребята, которые еще предпочитают ползать нежели ходить, ученики начальной школы и родители. Взрослые и дети одинаково активно включались в процесс познания. Наш сопровождающий отметила необходимость такого тандема в образовании: «Мы настаиваем, чтобы в нашем Центре родители вместе с ребёнком играли, развивались, совершенствовались». Большое количество экспонатов интерактивные. В музее регулярно проводятся тематические выставки, образовательные программы для детей разного возраста. Сотрудничество со школами носит системный характер, предоставляются специальные абонементы для регулярных посещений. Игровая технология здесь повсюду:

  • киностудия, имитирующая реальные съёмки кино, ток-шоу, прогноза погоды;
  • огромный муравейник, где можно почувствовать себя санитаром леса;
  • всевозможные аппараты для исследования человеческого организма: костей, сердца, мозга.

Все это превращает прогулку по Центру в нескончаемую образовательно-развлекательную программу, где каждый малыш найдёт много незабываемых впечатлений и не меньшее количество знаний. Неудивительно, что своими идеями парижский Центр делится с другими странами, такими как Бразилия, Турция, Сингапур, которые создают и реализуют такие же масштабные проекты. Удивительный Париж, который превращает отдых в образование. Ведь действительно, являясь культурным, историческим, политическим центром, он предоставляет массу возможностей для самосовершенствования.

Прямо из центра науки мы отправились к Лувру. Масштабы сего заведения, провинциальному автору отчёта передать сложно... Космическая экспозиция, а также феноменальные условия, которые предоставляет музей в лице информационного бюро на всех языках, гидов, различных гаджетов для самостоятельной одиссеи по замку, все это сделало наше пребывание там незабываемым. В галереях Лувра говорят на всех языках, в галереях Лувра тебя окружают все эпохи и страны, в галереях Лувра вечное становится ближе. Первый парижский день открыл для всех нас неисчерпаемый источник роста и саморазвития, которым является все разнообразное пространство города, с которым нам предстоит ознакомится в ближайшие дни.

Алексей ТИХОНОВ




ДЕНЬ ПЯТЫЙ.

Пятый день стажировки предвещал интересную встречу с современным состоянием библиотечного дела и готическим искусством. Посещение медиатеки (по-нашему, библиотеки) г.Буржа удивило тесными связями с образовательными учреждениями. Так, в медиатеке есть специальные люди, которые отвечают за работу с детьми младшего возраста, учащимися колледжей и лицеев. Эти люди организуют компьютерное ателье, артистическую практику, художественное творчество, работу с поэзией, музыкой. Встреча с авторами, артистами, художниками осуществляется не только в стенах медиатеки, но и с выходом в сами учреждения. На постоянной основе проводится школа поэтов, дети пишут стихи и дарят посетителям библиотеки, посещают дом престарелых, посетители которых за честь считают не только послушать пробу пера школьников, но и отнестись к ней.

Ведется прямая трансляция на радио с участием участников школы поэзии. Поэтическая весна как акция проводится ежегодно, где встречаются школьники всех учреждений города с людьми разного возраста. Установка радиостудии в медиатеке дает возможность детям предъявить свои образовательные продукты.

Техника рисования светом используется детьми с большим удовольствием, когда из движений детей составляется рисунок, для одного человека это длится 40 секунд. Также работает ателье по «оживанию» картинок, дети делают открытие необычных инструментов, узнают о культуре и музыке разных народов. Учителя школ в течение года стараются принимать участие в подобных проектах.

Ежегодно организуется 5 активностей вокруг 10 книг, выбранных детьми, что вызывает живой интерес к другим книгам и позволяют осознанно выбирать другие книги для чтения. Итоговая игра проводится с детьми всех классов, которые работали по проекту. Дети отвечают на вопросы по прочитанным книгам.

От участников стажировки Александр Адамский попросил прочитать Маяковского на французском языке. Работники медиатеки продемонстрировали удивительное знание произведений русских писателей и поэтов, в местном театре в это время ставили пьесу А.П.Чехова «Три сестры». Мы подумали, что такое совпадение неслучайно...

Бурж – город очень древний, был некогда укрепленным и одним из важнейших городов Галлии, в средние века он был главным городом провинции Берри и славился своим богатством.

Самым замечательным в этот день было попасть во дворец Жак Кера, великого серебряных дел мастера Карла VII - построившего это сооружение в XV веке. Жак Кер сделал все, чтобы с помощью изобилия символов приобрести известность своими действительными или предполагаемыми качествами философа огня. По своим масштабам и роскоши оформления, особняк был больше похож на дворцовую резиденцию. Выходец из купеческой среды, Жак Кер был казначеем и ближайшим советником короля Карла VII. Его состояние, нажитое в результате успешной торговли со странами Востока, было столь значительно, что он, нередко обкрадывал королевскую казну. Великолепный дворец, построенный в стиле эпохи Возрождения, украшен архитектурными элементами в готическом стиле. По комфорту дворец министра финансов Карла VII был необычным для того времени: во всех комнатах был оборудованы камины, в некоторых комнатах были обустроены бани и даже туалеты.

Дворец привлекает и своей великолепной пластикой на фасадах - особенно интересны сюжеты на бытовые темы и изображения путешествий хозяина дворца.

Прощальный день в городе Бурж еще раз убедил нас в том, что неслучайно наше знакомство с Францией началось именно в этом городе, городе замечательных памятников средневекового искусства. Франция, ставшая одной из наиболее образованных и культурных стран, во многом дает пример эффективного решения проблем, возникающих в сфере образования.

Татьяна БУДАЕВА

Библиотека г.Буржа работает в новом формате, отвечая на вызовы времени: помимо выдачи книг разрабатывает различные проекты и реализует их в образовательном пространстве города. В библиотеке работает 47 служащих. Библиотеки Буржа они называют «двери, открытые в мир». В городе 4 библиотеки, которые называют в современной интерпретации «медиатеки». В посещенной нами медиатеке хранятся самые ценные старинные документы, начиная с XIV века. Главная миссия - создавать коллекции, принимать людей, организовывать различные акции, включая школьную публику. Библиотеки города - это больше, чем книги.

Треть записанных в библиотеку людей - дети до 14 лет. В основном пользуются читатели книгами, журналами, музыкальными дисками, фильмами, аудиокнигами, CD. Несмотря на все информационные технологии, 78% книг в библиотеке у читателей пользуются спросом на бумажных носителях. Практикуются коллективные приходы в библиотеку.

Педагогические акции библиотеки представлены следующими мероприятиями: принятие классов; внешкольные кружки; сопровождение педагогических проектов; различные тематики: сказки, рассказы и так далее; кино и музыка.

Задачи: приучить к чтению, способствовать обучению чтению на информационных носителях - решаются за счёт организации выставок, реализации проектных идей. А их у библиотекарей, творческого народа, предостаточно. Например, проект «сортировка мусора», поэтический кружок, компьютерный проект «Создай свою видеоигру». Артистическая практика- создать маску из бумаги и многое другое. Большое участие принимают художники и писатели. Проектом «Школа поэтов» результат представляется взрослым читателям, когда маленькие дети читают посетителям свои стихи. Такое сотрудничество и сотворчество, на наш взгляд, имеет большое значение для социализации детей.

Проект «Юный журналист» предполагает репортажи детей, которые записываются на радио.

Акция «Поэтическая весна» объединяет школы и дома престарелых с тем, чтобы получить и социальный, и образовательный эффекты.

В медиатеке есть свой радиоцентр, где дети ведут передачи самостоятельно. Трансляция идет на весь город через Интернет.

Медиатека проводит и социальные акции. Например, в доме престарелых. Задачами проекта «Трудности чтения» являются не только приобщение к чтению, но и обучение обсуждению прочитанного.

Книги в медиатеке выдаются на 6 недель. Практикуется вариант, когда библиотекарь с акцией идет в школу и по окончании выдает книги на 6 недель, по прошествии срока библиотекарь снова идет в школу и дети ему сдают книги и беседуют о прочитанном. Заключительным актом всех проектов является спектакль, который проводится в апреле каждого года.

Запись в библиотеку производится только на год, это своего рода абонемент. Дети пользуются услугами библиотеки бесплатно, для взрослых существуют уже другие правила.

Естественно, нас интересовало наличие русских книг в библиотеке и интерес к ним читателей. Книг оказалось не так и много, мы нашли несколько томиков в дальнем углу библиотеки. Русские книги современная молодежь вообще не читает.

Примечательно, что библиотека поделена на «зоны» относительно возраста и предпочтений читателей. Искреннее удивление вызвало наличие пеленальной комнаты. (!)

В музыкальном зале мы с удовольствием вместе с детишками побывали на мастер-классе работника библиотеки, который в доступной и увлекательной форме показал детям рождение музыкального звука.

Небольшая по продолжительности во времени экскурсия в библиотеку показала, какое весомое содержание может привнести в образовательное пространство сотрудничество социальных институтов.

Еще одним знаменательным событием дня стало посещение дома-музея Жак Кер. Поместье строилось на месте бывших римских укреплений, поэтому в его архитектуре есть круглые оборонительные башни. Дом возводился в течение 17 лет, для своей эпохи он представлял шедевр технической и архитектурной мысли. Известно, что сам Жак Керр - успешный промышленник и государственный деятель, советник короля, зачинатель французского капитализма, не только состоял на государственной службе, но и много путешествовал, где живо интересовался устройством отопительной, канализационной и вентиляционной систем, и увиденное пытался максимально реализовать в своем доме. Впервые для того времени дом был фактически благоустроен, имелись водопровод, уборные, комната типа бани с помещением для мытья и парной. Дом разделен на две части - для приемов и частной жизни. На этажи вела узкая винтовая лестница.

В самой верхней части дома, почти на мансарде, расположилась кладовая, предназначенная для хранения сокровищ хозяина. А их у него было немало. Как писали соотечественники Жака, золотых монет у него было столько, что они едва ли могли поместиться во дворе, если бы их поставить на ребро. Кер являлся кредитором влиятельнейших лиц в королевстве. Должников было много, возвращать долги мало кому хотелось и при первой же возможности они поспешили расправиться со своим кредитором. Кер был обвинен в изготовлении фальшивых монет, в государственной измене. Он был арестован, лишен 20-миллионного состояния и изгнан из страны.

В какой-то период времени в доме размещался судебный департамент, как новое осмысление размещенного над входом девиза «Для доблестных сердец нет ничего невозможного».

Несомненно, что дом представляет ценность, которую трудно оценить в денежном эквиваленте. Это симбиоз истории, культуры, архитектуры, искусства, который важен и для образовательного процесса, и для формирования национального самосознания.

На этом наше пребывание в Бурже закончилось. Чем запомнился Бурж? Бурж - это город, в котором чудеснейшим образом уживаются история и современность. Это классический образец старинного города с мощенными улицами, Кафедральным собором святого Стефана, вежливыми водителями, цветущими магнолиями.

Муниципальная система образования менее консервативна, по сравнению с отечественной, открыта нововведениям. Основное внимание и государственных, и общественных структур в настоящее время уделяется организации дополнительного образования, и в этом направлении нам есть чему поучиться.

Галина ФОМИЦКАЯ




ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.

Третий день нашего пребывания в г.Бурже начался с посещения начальной школы в п.Левет. Эта школа уникальная, непохожа на другие школы. Работают в двух направлениях: первое - официальная программа и национальное образование, второе - проектно-исследовательская деятельность. По сути, это позволяет им решить задачи и образования и успешной социализации. В школе 110 учеников. Нас встретил директор, который рассказал об укладе школьной жизни и особенностях образовательного процесса в сельской школе. Директор имеет учебную нагрузку, ведет уроки физического воспитания и технологии. У директора один свободный день в неделе, чтобы заниматься непосредственно административными делами.

Школа имеет свой приусадебный участок, где дети проводят всевозможные наблюдения, предусмотренные программой. Проектная деятельность также является одним из основных видов деятельности, некоторые проекты продолжаются три года. Например, был реализован проект с метеостанцией. На территории школы были построены специальные метеопоказатели, и уже после окончания проекта дети имеют возможность ежедневно снимать показатели погоды с термометра. Другой проект - историко-архитектурный, где дети работали с глиной и керамикой и строили жилища, исторически принадлежащие разным народам. Еще один проект - выращивание сельскохозяйственных культур, например, гречихи, гороха и фасоли. Цель этого проекта в понимании того, откуда берутся продукты. Незапланированный эффект от этого проекта в облагораживании школьной территории. Для поддержания детского интереса и мотивации к данной деятельности параллельно проходит работа по истории и традициям Франции.

Проект настоящего дня - мусор. Разбор мусора, сортировка, что-то идет для компоста. Есть «специалист» по червям. Это позволяет наиболее основательно изучать биологию.

Основные предметные области практически такие же, как в России, отличие же в формах и средствах преподавания предметов. Так, например, уроки естественного цикла (география, биология и другие) проводятся непосредственно в школьном саду. Чтобы построить сад, нужна математика, геометрия, счет, наука для изучения растений, фауны и флоры.

В школе существует детская общественная организация типа команды, где ребята собираются и принимают основные решения, касающиеся организации жизни класса и межличностного общения. Основной упор делается на трудовое воспитание. В школе на зимнее время помещается улей. Улей стеклянный и дети имеют возможность наблюдать за жизнью пчел, познакомиться с системой кормления пчел и участвовать в этом процессе лично. Задание для детей - найти королеву. К слову, дети быстрее справляются с этим заданием, нежели взрослые. Также они находят пчелиных паразитов, а это весьма занятное, но очень сложное дело. Качка меда производится в торжественной обстановке в присутствии всех детей. Меда качают немного, в основном он идет также на поддержание жизни пчелиной семьи.

Для организации образовательной деятельности привлекаются специалисты извне, волонтеры. Интересные дела - приобщение к дружескому общению, например, через игру «Очищение обуви». Ход и результаты проектов представляются в виде книги, выставки. Выставки детских работ представлены в большом зале школы. Много внимания уделяют конвенции о правах ребенка, со дня принятия которой прошло 20 лет.

Бюджет школы составляют субсидии коммуны. Практикуются встречи с представителями государственной власти, дорожной службой, представителями театра, спортивными школами, симфоническим оркестром. Родители также привлекаются к организации внеучебной работы. Они могут спонсировать некоторые общественные мероприятия. Большое внимание уделяется чтению, причем разными способами. Например, автор книги обратилась к детям с просьбой проиллюстрировать текст на цинковых гравюрах. Несколько лет назад дети сами придумали текст и выпустили книгу о своей школьной жизни.

Очень важно, что мы отметили для себя - дети в школе получают права пешехода и права интернет-пользователя, предварительно пройдя серьезную подготовку.

Далее нам была предоставлена возможность посетить уроки. Урок математики в начальной школе на тему «Операции с многозначными числами». Примечательно, что материал урока строится на российской тематике. В качестве оборудования используется документ-камера, магнитная доска. Задания последовательны, продуманы таким образом, что в итоге могут вывести на метапредметные результаты (математика, география, история, культура и другие). Первое задание: какова протяженность границ страны с запада на восток, с севера на юг? Детям представлена политическая карта мира, на которой они находят расположение Российской Федерации. Сравнение: на территории России могут расположиться три Франции. Следующий вопрос: каково расстояние между Россией и Францией? Сколько регионов в России? (акцент делается на Урал, Сибирь). Добрались до Байкала. Задание: учитель представляет на слайде текст с недостающими цифровыми данными, связанный с Байкалом. Сколько десятков километров составляет протяженность Байкала? А теперь нужно превратить их в квадратные километры. Это самостоятельное задание, которое дети выполняют на специальных досточках и сразу показывают учителю. Учитель по ходу исправляет ошибки, консультирует, дает пояснения. Следующее задание связано с центральными городами России - Москва и Санкт-Петербург. Детям нужно сравнить числа, касающиеся населения этих двух городов. В результате дети оперируют многозначными числами.

В классе есть ребенок с особыми образовательными потребностями, в учебе ему помогает социальный работник, также находящийся в классе. Наем социального работника осуществляет государство, при этом он может не иметь педагогического образования.

Второй урок, который нам удалось посетить, это урок математики по теме «Конструирование пространственных фигур».

И еще один урок - это урок директора школы в смешанном классе (прообраз урока в малокомплектной школе). В классе дети от 6 до 10 лет. Тема для одних: умножение. Для других - также умножение, но только другого содержания. В заключительной части урока проводится контрольная работа.

Еще одно удивительное событие подготовили для нас французские коллеги. На протяжении часа нам была предложена игра - путешествие по центральной части города. Разделившись на две команды, мы, как юные следопыты, заразившись духом соревновательности, по маршруту и опознавательным знакам, которые нам сообщали в интерактивном режиме, обошли достопримечательности, выполнили задания и вернулись на исходные позиции. Мы были искренне благодарны французским коллегам за тот драйв, которые мы получили в процессе игры.

Следующим событием сегодняшнего дня стало посещение колледжа. В колледже 1800 учащихся, часть из них приезжает из отдаленных районов и живут в интернате при колледже. После колледжа все сдают государственный экзамен типа нашего ЕГЭ. Все дети ходят в колледж. Независимо от того, получил ли ребенок свидетельство об окончании колледжа, они могут продолжить обучение в лицее. В конце второго года обучения - два направления: общее и технологическое.

Профилизация в лицее имеет несколько направлений: научное, литературное и экономическое. Однако могут быть и другие направления. В зависимости от направления определяется «вес» дисциплины. Оценка качества происходит двумя способами: 80% текущие оценки, 20% - окончательный экзамен.

После окончания лицея ребенок может идти в вуз, либо завершить обучение в образовательной организации типа нашего техникума. Все оценки компьютеризированные и заносятся в портфолио ребенка. Это портфолио предоставляется при поступлении в вуз.

Финансирование лицеев осуществляет муниципалитет, а учителей содержит государство. Контроль за деятельностью лицея осуществляет ректор Орлеанского университета. Заработная плата преподавателя лицея регулируется государственными требованиями. Все педагоги устраиваются на работу по конкурсу. Существует две категории учителей – сертифицированные и агрегированные. «Агреже»-учитель - это учитель высокого уровня. Значительная разница в оплате. Молодой учитель имеет среднюю заработную плату: 1200-1300 евро.

На административную работу также конкурс, например, чтобы стать директором. Если пройти конкурс, но нет места, конкурсанты могут предложить должность заместителя, на некоторый определенный срок. Если получил назначение, заключает контракт. Контракт постоянный, как у учителя, так и у директора.

Учитель не загружен бумажной работой, весь образовательный процесс информатизирован, есть электронный журнал, электронное портфолио и так далее.

День завершился встречей с нашими соотечественниками, выбравшими Францию постоянным местом жительства, которые поделились с своей точкой зрения на систему образования, с позиции уже не представителей органов управления образованием и непосредственно участвующих в процессе учителей, а с позиции родителей. На встрече были затронуты острые проблемы патриотизма, сохранения, популяризации русского языка в иноязычной среде.

Адам ГЕТАЕВ, Зураб ГУЧИГОВ




ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

Третий день стажировки оказался очень интересным и насыщенным.

В первой половине дня мы побывали в Лиге образования Буржа. Что означает сочетание слов - Лига образования? Оказалось, в нашем понимании - это некоммерческая организация, которая имеет многоканальное финансирование: частично финансируется из бюджета Министерства образования, бюджета муниципалитета, других источников. В 2016 году Лиге образования во Франции исполняется 150 лет. На родине Вольтера общественная организация ставит себя вне политики, тем не менее, она очень влиятельна, что зачастую позволяет себе диктовать определенные условия Министерству образования. Своей целью когда-то Лига ставила создание условий для доступа к образованию как можно большего числа граждан. Благодаря ей появились публичные библиотеки, вечерние образовательные курсы, музейные уроки, походы на природу и так далее.

Сегодня Лига занимается по сути такой же работой. Это более 200 ассоциаций разного направления, в основе лежит проектная деятельность; 32 наемных работника и руководство из 3 человек. Координируя работу ассоциаций, Лига решает государственные проблемы - расовой и религиозной неприязни, профилактикой правонарушений, открывает лагеря для трудных подростков, организовывает и проводит спортивные соревнования в школах города. Например, каждый ребенок должен посетить два спектакля в год.

Больше всего нас удивил нас микроавтобус, который стоял рядом со зданием Лиги. Оказалось, это уличная мобильная библиотека, которая ездит по городу, чаще всего бывая в отдаленных микрорайонах или так называемых сложных кварталах, работает с детьми, увлекая чтением. Главное условие - детям не дают домой книги, а читают вместе, анализируют, делают выводы. При возможности приглашают авторов произведений, устраивая литературные гостиные.

Конечно, вся проводимая работа является огромной поддержкой для школ, причем развивается образование не как таковое, но и как творческие внешкольные начинания.

Люди, желающие работать в Лиге образования, приходят и предлагают свои услуги. Зачастую это учителя, вышедшие на пенсию, для них работа с детьми помогает самореализоваться и самовыражаться. Что больше всего поразило, что никому ни перед кем не нужно отчитываться за бюджет, единственным документом является годовой отчет, где кратко описываются реализуемые проекты.

Следующим этапом нашего путешествия по системе образования Франции стало посещение центра досуга. Пять минут на автомобиле от центра города и мы на месте. Три гектара, несколько корпусов, море зелёного газона и свежего воздуха, все пространство оккупировано детьми среди которых не сразу возможно заметить взрослых. Всего в этом центре каждую среду проводит время 80 детей, досуг которых обеспечивают аниматоры. Не стоит переносить смысл, который вкладываем в это слово мы, на этих людей. Я имею ввиду, что это не студенты актерских факультетов, КВНщики, это, в первую очередь, люди, которые как минимум полтора месяца (максимально до 30 месяцев) проходили специальную подготовку, сдавали экзамены, для них - это основная работа. Именно эти люди обеспечивают своим трудом реализацию значительной доли дополнительного образования.

Подобные центры существовали во Франции ещё в ХХ веке. Принадлежат они муниципалитетам, содержатся на бюджет города и незначительные родительские выплаты, которые шкалируются для различных социальных групп и информация о которых недоступна для персонала центра. Власти города обеспечивают транспорт, нанимая частные компании для этой цели. Но главное в центре - это атмосфера свободы. Дети самостоятельно выбирают, в какой из множества групп они будут проводить время, буквально бок о бок работают кулинарная, танцевальная, ботаническая группы. Секции создают интерьер корпусов, готовят полдник, ухаживают за садом, при этом конечный результат не считается основным, здесь не надо быстрее, выше, сильнее. Процесс, в котором ребята познают все сложности и прелести жизни, захватывает их внимание гораздо больше. Работа центра усиливается в период каникул, когда дети идут в двухкилометровый поход до озера или соревнуются весь день на спортивных площадках. Причём отметим, что система летних лагерей никак не связана с системой образования и занята в основном частными компаниями, так что подобные центры, как было отмечено персоналом, - жизненно необходимы. Итак, солнце воздух и профессиональный аниматор - это верные друзья французских школьников.

Неподдельный интерес с самого начала дня вызывал третий пункт нашего плана. Институт подготовки учителей - современное здание в новом районе города, что является ещё одним доказательством пристального внимания властей к профессии педагога. Чтобы заслужить во Франции это почетное звание, требуется пройти несколько этапов серьёзной подготовки, включающей в себя теоретические и практические умения, также педагог должен продемонстрировать наличие сугубо личностных качеств, которые оцениваются строгими экзаменаторами, присутствовавшими на встрече. Состав и в правду собрался представительным: ректор института подготовки, главный инспектор управления образования, директора школ и учителя-наставники вступили настоящий диалог систем. Естественно, нас интересовали особенности структуры подготовки педагогических кадров во Франции. В первую очередь, она неразрывно связана с системой школьного образования, которая предельно профориентированна. Пройдя ступени начальной и средней школы, ребёнок выбирает направление в лицее, где в итоге получает диплом бакалавра, после, без вступительных экзаменов, записывается в магистратуру на педагогическую специальность. Три года тщательной подготовки и практики завершаются не только экзаменом, но и демонстрацией перед инспекторами своих навыков, без подобной проверки на конкурсной основе невозможно получить должность в школе. Путь достаточно тернист и многие не доходят до его конца, что, к слову, не вызывает тревоги у коллег. В свою очередь мы поделились опытом национальных школ Бурятии, Чечни, Якутии, ответили на вопросы об инклюзивном образовании. Конструктивный диалог стал достойным завершением насыщенной программы, которая в полной мере удовлетворяет наш профессиональный аппетит.

Ульяна АФАНАСЬЕВА, Алексей ТИХОНОВ




ДЕНЬ ВТОРОЙ.

В первый день пребывания в образовательных учреждениях города Бурж нам удалось узнать, что среднее образование во Франции является обязательным и бесплатным. Большинство детей с 3 лет посещают так называемые материнские школы (ecoles maternelles). Она разделена на три учебных периода: начальная школа (5 лет обучения), колледж (4 года) и лицей (2-3 года), при этом первые два блока являются обязательными. Лицей – это завершающее звено системы среднего образования и в то же время переходная ступень к высшему образованию.

Первым по программе посещения был детский сад, где мы посетили разные занятия у разных педагогов. На занятии старшей группы детского сада учитель (по нашему воспитатель) показал интеграцию многих предметных областей - это и география с использованием глобуса, и чтение и счет, продемонстрировано было формирование и коммуникативной и информационной грамотности у дошколят.

Как и в Сингапуре, в детском саду Франции особую роль отводят предметно-пространственной среде, где создаются специальные зоны для детской инициативности и активности. Для одной группы, где занимаются около 25 человек, создаются не менее 4-х пространств по разным видам деятельности. Дети спокойно делают выбор, меняют виды деятельности и находятся под постоянным наблюдением учителя и его помощника (нянечки). Интерес ребенка неподдельный, поскольку нет однообразия.

Интересным показалась форма учета достижений ребенка, своеобразное «досье», которое ведется на протяжении обучения и передается ребенку при переходе на следующую ступень образования. Учитель записывает, родители, в случае согласия, подписывают, далее данные учитываются при построении индивидуальной карты ученика.

Преемственность материнской школы (детского сада) с начальной школой обеспечивается тем, что каждый садик прикреплен к начальной школе. Старшая группа дошколят ходит на занятия в начальную школу и дети начальной школы приходят каждую неделю, например, читать им книги.

Преподавателей отдельных предметов как музыка, рисование, физкультура нет, все преподает один учитель. Не могу сказать, хорошо это или плохо, ведь узкий специалист намного грамотнее построит свое занятие, нежели учитель-многостаночник, универсал. Это у нас вынужденно делают учителя в малокомплектных школах, где не хватает специалистов, в итоге ученик не может ни в какой области знаний серьезно продвинуться...

Продолжительность занятия зависит от возраста ученика и может составлять от 30 минут до 1 часа. Интересным показался факт, когда один учитель в группе или в классе может работать только один год. Каждый год учитель меняет детей, при этом воспитатель не обязательно ведет один и тот же возраст. Управленцы объясняют это тем, что учитель начальной школы и детского сада проходит одну подготовку. В отличие от наших учителей они не «привязываются» к ребенку, меньше чувствуют их проблемы, и не имеют оснований достижения ребенка связывать со своими педагогическими способностями. Но это избавляет школьное образование от любимчиков или несправедливо гонимых, от обязательств на выпуске дарить дорогие подарки учителям.

Еще одно открытие - директор не выбирает, какой учитель у него будет работать, это решает Департамент образования на конкурсной основе. Зарплата учителя зависит от стажа, молодой учитель с трехлетним стажем получает 1700 евро в месяц, учитель-стажист до 2500 евро.

Проведение праздников по готовому сценарию не практикуется. Есть проекты, которые могут быть приурочены к каким-то событиям. По итогам реализации проектов обязательно проводится презентация для родителей.

Во Франции 20% частных детских садов, 80 - государственных. Медсестра не находится постоянно в детском саду, её приглашают по мере необходимости.

Английский язык с 2016 года будет обязательным в начальной школе. При аттестации учителя Департамент готовит специальные вопросы (около 20).

Но особую ценность имеют сформированные навыки детей. Учитель учит жить вместе, составлять распорядок дня, определяться по времени, умению ожидать свою очередь, говорить перед другими, умение управлять своим мнением и другое.

Встреча в мэрии г.Бурж с заместителем мэра и Директором образования месье Сигар началась со статистических данных: в 22 начальных школах учится 2930 учеников, в 22 ДОУ 1950 детей, 8 колледжей - 4400 учеников, 6 лицеев - 4700 учеников, 5 колледжей - 1800 студентов.

В 1833 году вышел закон, который положил конец религиозному образованию, была предоставлена свобода начальному образованию. Городские власти занимаются ремонтом, отоплением, освещением, уборкой помещений, они могут финансировать частные школы (7 частных школ религиозного типа). До 1850 года девочки не ходили в школы. Закон в 1882 году ввел обязательное образование, в нем предусмотрено бесплатность образования. В 2004 году были сделаны шаги к децентрализации образования. В 2006 году в законе прописаны специальные пункты по программе успешности образования для детей с трудностями в обучении. Создается специальная команда профессионалов, социальные ассистенты, которые помогают в продвижении в образовании и преодолении трудностей, разработана усиленная программа по содержанию и поддержка родителей.

Муниципалитет не занимается кадрами, программами и учебниками. В образовательный процесс город вообще не вмешивается, но покупает учебники, не имея на это обязательства. Принять и уволить учителей они не могут, но занимаются распределением учителей по школам совместно с академией. В политической программе мэра образование занимает стратегическое место.

Во второй половине дня мы посетили занятие подготовительного класса начальной школы. Учащиеся заполняли рабочую тетрадь для обучения чтению, дети с большой сосредоточенностью выполняют задание в рабочей тетради, уже бегло читают по учебнику в подготовительном классе, учитель, он же директор школы, просит читать текст громко и с выражением. У нас в России сказали бы: «Лишили детей детства...».

На уроке был применен деятельностный подход: Александр Адамский прочитал на французском языке текст, а дети должны были найти ошибки в чтении. После достаточно беглого чтения текста, дети радостно похлопали, выразив свое восхищение, но при этом они заметили две неточности при чтении.

Детям обещали на следующем уроке на карте показать Россию. Учитель рассказал, что в России проживают разные национальности: русские, буряты, якуты, чеченцы и многие другие. При этом если в Чечне утро, то в Бурятии может быть ночь.

Затем в 1 классе мы попали на урок по чистописанию. Некоторые дети переписывали с доски текст-стихотворение, вторая половина класса выполняла другое задание: отвечали на вопросы по учебнику, затем они должны были находить в тексте слова, которые они выписали.

Мы заметили, что во всех классах стол учителя находится у задней стены за последними партами учащихся, а не у доски. Сами они этот факт объясняют тем, что учитель сзади видит всех детей, не мешает им работать у доски, расстояние между доской и детьми ближе. Уже 40 лет как так повелось, но мы нашли, что это очень правильно, поскольку учитель не давлеет над детьми, контролирует процесс познания, выступая в качестве координатора или помощника.

Очень показательным было узнать, что во Франции письменные домашние задания с 1956 года запрещены для всех детей, все, что они делают дома, должно быть в устной форме. Учебный год начинается 1 сентября (37 недель), в начале июля завершается. Занятия проводятся с 8.30 до 16.10, уроки длятся от 30 минут до 1 часа в зависимости от возраста. На урок мы попали к концу дня, но дети не выглядели уставшими.

У каждого здания школы есть свой директор, инспектор от Академии ведет 60-70 школ, они являются структурным подразделением органа управления, который находится в прямом подчинении министерству. Учителя как государственные и муниципальные служащие подчиняются министерству.

К концу дня мы посетили один из 4-х национальных музеев города Бурж. Самое замечательное в музее - нацеленность на обучение детей. В музее разработана специальная программа, предназначенная для учащихся, есть специальные комнаты для работы с детьми, время на детей в музее тратится в зависимости от пожеланий школы. В год музей принимает от 15 тысяч школьников, 7 тысяч из них из других регионов. Есть специальные оценочные листы для детей и учителей, которые дети могут оставить у себя. Когда дети идут в музей, они нацелены не только на просмотр и слушание, но и на работу. Дети анализируют работы, не копируют, а фантазируют и воплощают в проекты. Развивается личностная сторона ребенка, важна работа со специальными материалами, которых у детей в школе нет. Учащимся преподается разная техника. Учителя истории, географии, художественного искусства, языковеды приводят своих учащихся на специальные занятия.

Музей финансируется государством, а для школьников и взрослого населения посещение музея является бесплатным. Отдельно музей работает с детьми-инвалидами, людьми, имеющими психические отклонения.

В целом, атмосфера Франции, водоворот интеллектуальной и художественной жизни, культурные традиции и некоторые противоречия позволяют детям соблюдать порядок, но без принуждения, давать много возможностей, но без испытаний.

Таким образом, первый день стажировки был очень насыщенным, для нас было важным узнать, что раннее и дошкольное детство во Франции рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития.

Татьяна БУДАЕВА




ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

Наша стажировка во Франции началась с международного терминала аэропорта Шереметьево. Чтобы скоротать время в дороге, мы попытались выстроить ассоциативный ряд. И вот что у нас получилось:

Франция - европейское государство республиканского правления. Девиз Республики - «Свобода, Равенство, Братство», её принцип - правление народа, народом и для народа.

Франция - страна с традиционно передовой системой образования, которая дает превосходные результаты: великих философов и художников, писателей и скульпторов, композиторов и полководцев, Век просвещения, язык дипломатии и многое другое. Французский язык в течение длительного времени был одним из основных международных языков. Доказательство может служить Пушкинская Татьяна Ларина «Она по-русски плохо знала, романов наших не читала, и изъяснилась с трудом на языке своем родном». В «Войне и Мире» Льва Толстого достаточно много текста представлено на французском языке в доказательство засилья французского в России, когда было модным говорить не на родном, а на изысканном французском. А иметь гувернера-француза считалось хорошим тоном.

Франция и сейчас сохраняет лидирующие позиции в мире во многих областях, как, например, мода или кинематограф. Это страна - законодательница моды, известные мировые бренды принадлежат именно Франции.

История - Варфоломеевская ночь в Париже, связанная с именем кардинала Ришелье, который организовал массовое убийство протестантов, тем самым разрушил их государственные структуры. Великая французская революция 1789 года, правление Наполеона Бонапарта и связанная с ним наша Отечественная война 1812 года. Парижская коммуна 1871 года. Герой первой и второй мировой войны Шарль де Голль, он же президент Франции.

География - Саксония, Нормандия. С названием этой местности связана совместная прославленная, легендарная в годы второй мировой войны эскадрилья «Нормандия Неман», Прованс, Лазурный берег.

Большие города - Париж, Марсель, Лион, Тулуза.

Литература - Виктор Гюго, Александр Дюма, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Мопассан, Эмиль Золя .

Музыка – симфоническая: Гектор Берлиоз, классическая: Клод Дебюсси, шансон: Шарль Азнавур, эстрада: Мирей Матье, Далида, Джо Дассен, Патриссия Каас.

Живопись - Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Марк Шагал.

Архитектура - Эйфелева башня, Версальский дворец, Елисейские поля, Пантеон, Вальс де Грас, Церковь Мадлен.

Промышленность - парфюмерия, косметика, брендовая одежда. Авиасалон в Бурже. Автомобиль «Пежо».

Сельское хозяйство - виноделие - сухие вина Шардоне, Совиньон, коньяк «Камю». Из «Трех мушкетеров» помнится бургунское вино. А еще всем известны французские булочки и круасаны.

А что мы знаем о французах? Из курса практической психологии известно, что французы отличаются аналитическим складом ума, широтой воображения, настойчивостью, смелостью в познании жизни. Они остроумны, любят шутку, сатиру и юмор. Они очень оптимистичны, темпераментны. Издавна французам ставили в упрек легкомыслие и возведенное в превосходную степень желание нравиться, однако благодаря этому французы достигли наивысшей степени тонкости и внимательности в обхождении.

Особенностью национального характера французов является быстрая возбудимость, эмоциональная экспансивность, которые создают наиболее яркие контрасты в поведении - от любви до ненависти, от храбрости до дерзости, от героизма до неповиновения. Они больше склонны к чувствам, чем к разуму, для них характерны внезапность решений и жажда нового.

Французы очень общительны, их манеру общения можно считать образцом поведения. Они очень вежливы, галантны, расчетливы, скептичны, хитроумны и находчивы. Воспитаны так, что, попадая в чужую страну, с легкостью приспосабливаются к новой обстановке...

Командир корабля объявил о снижении самолета, и мы приготовились к встрече с тем интересным, о чем знаем только теоретически.

Аэропорт Шарль де Голль - один из самых больших аэропортов в мире. Мы довольно быстро прошли таможню и через подземную стоянку направились к ожидающему нас автобусу. Здесь движение такое же оживленное, как и на трассе, и даже есть пешеходные переходы. На парковке нас ожидал комфортабельный автобус, водитель в отутюженном безупречном темно- синем костюме, голубой рубашке и начищенных до блеска туфлях, учтиво принял наши вещи, и автобус по широкополосный отличной дороге покатился в направлении города Бурж.

Из окна автобуса можно было наблюдать уже зеленеющее поля, домики, в основном двухэтажные, сооружения, напоминающие ветряные мельницы.

Отель, где мы остановились, расположен за городом. Нас встретили Президент Ассоциации "Диалог Берри-Россия" Парески Серж и куратор программы Рябова Ольга. Краткое обсуждение планов на завтра - и ожидание первой встречи с системой образования Франции.

Галина ФОМИЦКАЯ


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2017


 Rambler's Top100