Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Подведение итогов работы секций




22 декабря в завершение Всероссийской конференции «Модернизация региональных систем общего образования: итоги 2011 года и задачи на 2012 год» состоялось итоговое заседание, на котором участники мероприятия представили результаты работы групп и обсудили основные проблемы, выявленные в ходе работы.

Группа, работавшая по направлению «Экономика образования: НПФ, НСОТ, госзадание», представила ключевые позиции в отношении финансово-экономических механизмов.

1. Принципы НПФ:

·   Финансирование программы, а не финансирование учреждений определенного типа

·   Учет параметров эффективности расходования средств в методике НПФ, а также связь норматива финансирования со средней зарплатой в экономике региона

·   Доведение средств по нормативу до уровня ОУ

·   Определение уровней ответственности.

2. Принципы НСОТ:

·   Система оплаты труда – институт качества образования

·   Доведение средств по нормативу до школы,  самостоятельность формирование штатов в объеме ФОТ учреждения

·   Возможность самостоятельного выбора школой СОТ (при  обязательности подготовки директорского корпуса)

·   Разделение ФОТ на базовую (включая компенсационные выплаты) и стимулирующую части

·   Прозрачность оснований дифференциации в оплате труда (- ГОУ; - распределение стимулирующих выплат; - квалификация учителя; - интенсивность труда).

·   Показатели для распределения стимулирующей части ФОТ требуют проработки в части блокирования возможности  распределения этих средств за выполнение должностных обязанностей или дополнительных объемов работ (нужны внятные примеры и рекомендации)

·   Зависимость зарплаты директора от средней зарплаты учителя

Предложения от группы:

·   Необходимо выстраивать механизмы обмена опытом регионов

·   Необходимо урегулировать разное понимание и разное отношение к учету интенсивности труда учителя  в оплате его труда

·   ПК руководителей для реализации принципов НСОТ в СОТ ОУ

·   Уточнение методики расчета средней ЗП учителя.

Возникла дискуссия о механизмах учета интенсивности труда в методиках оплаты труда в школах и о возможности распространения этого принципа во всех территориях РФ. На сегодня, в 22 регионах России школы используют принцип учета интенсивности труда при начислении заработной платы учителям. Эта норма на добровольной основе закрепляется работниками конкретного ОУ в коллективном договоре, далее с помощью школьного нормативного акта она переходит в методику оплаты труда данного учреждения. Заместитель директора ИПОП «Эврика» Роман Селюков, считает, для того, чтобы выдвигать этот принц в качестве общего для всех регионов, прежде необходимо договориться о понятии. «В некоторых регионах под “интенсивностью труда” понимают “сложность предмета”, в других регионах - “количество учащихся в классе”, в других - “отклонение от среднего количества учащихся в классе по региону”, - отметил он. – Необходимо договориться о том, что входит в “интенсивностью труда”, и как рассчитывать этот показатель. Также важно, чтобы этот принцип стал понятен и коллективам и директорам школ».

«Учет интенсивности труда педагогов должен оставаться в полномочиях руководителя ОУ, - считает директор института развития образования «НИУ Высшая школа экономики» Ирина Абанкина. - Если у школы нет возможности повлиять, например, на наполняемость класса учащимися, то должна быть другая возможность учесть интенсивность труда учителей. Чтобы грамотно пользоваться этими принципами, директор должен быть компетентен».

По мнению научного руководителя ИПОП «Эврика» Александра Адамского, в профессиональном сообществе на данном этапе сложилась общая позиция, согласно которой «система оплаты труда (СОТ) понимается как инструмент управления качеством образования». «В процессе модернизации региональных систем образования в каждом регионе в школах формировались и закреплялись разные системы оплаты труда, - отметил Александр Адамский. – Сегодня необходимо сделать следующий шаг: либо унифицировать СОТ на региональном уровне, либо продолжить экспериментальный период, апробируя разные модели. Этот выбор надо делать осмысленно».

От группы, работавшей по направлению «Кадровая политика: аттестация и повышение квалификации учителей», выступил министр образования Республики Северная Осетия (Алания), Алан Огоев. Он обозначил задачи, которые требуют первоочередного решения в системе ПК:

1. создание прозрачной схемы, отражающей взаимосвязь результатов повышения квалификации учителей  с вложенными в систему ПК средствами;

2. обеспечение непрерывности повышения квалификации педагогов;

3. составление программ повышения квалификации в соответствии с потребностями  системы образования;

4. создание инструментов оценки результатов переподготовки и повышения квалификации педагогов.

По мнению участников группы, для решения указанных задач необходимо: 1. изменить формирование заказа к системе ПК, 2. разделить программы ПК по типам (стандартные курсы ПК и профильная переподготовка кадров), 3. создать пространство и возможности для конкуренции на рынке образовательных услуг в сфере ПК.

В рамках презентации результатов работы группы по направлению «Стандарты и качество образования» возникла дискуссия об установлении зависимости финансирования и качества образовательной услуги. «Все модели СОТ, применяемые в школах, имеют положения о стимулировании учителей, - подчеркнул заместитель начальника управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, Юрий Абдулаев. - Но стимулирующие выплаты по-прежнему определяются учебными результатами учащихся, баллами по ЕГЭ. Необходимо стимулировать инновационную деятельность учителя».

Роман Селюков отметил необходимость на уровне регионе сформировать перечень оборудования или примерные комплектации для классов (в расчете на одного ученика), достаточные для того, чтобы обеспечить результат, требуемый стандартом. «Через пару лет, когда мы будем подводить итоги введения ФГОС на начальной ступени, руководители школ, которые не справятся к тому времени с этой задачей, скажут: “мы не достигли результата, потому что нас не оснастил учредитель”, - предостерег эксперт. – На данном этапе в каждом регионе необходимо провести сверку – сопоставить реальную оснащенность каждого конкретного образовательного учреждения с тем образом “школы, реализующей ФГОС”, который есть на уровне региона. Необходимо, чтобы каждый директор озвучил сейчас, какие у него дефициты в отношении регионального перечня, чего и сколько ему не хватает. Тогда мы добьемся прозрачности ситуации и сможем ответственно заявлять, что мы вводим ФГОС корректно».

Эксперт подчеркнул важность отработки механизма поэтапного оснащения образовательного учреждения под требования ФГОС. «В случае, если мы не решим эту задачу, мы провалим введение стандартов на следующей ступени, - предупредил Роман Селюков. – А финансисты так и будут думать, что образование – это такая бездонная бочка, в которую сколько средств ни положи, будет мало, и, которая не дает никаких конкретных, ощутимых результатов».

От группы, работавшей по направлению «Развитие электронного обучения и дистанционных технологий», выступил директор Центра образования «Технологии обучения», Александр Ездов. Он перечислил модели дистанционного обучения (от индивидуальных решений до комплексных подходов), которые проявили свою эффективность. Это модели дистанционного обучения для: - малочисленных школ, - дефицитных предметов, - профильного обучения, - обучения детей-инвалидов, - подготовки к ЕГЭ, - поддержки отстающих обучающихся.

Александр Ездов коснулся также вопроса механизмов внедрения технологий дистанционного обучения и назвал два основных: 1. через базовые школы, 2. через интеграцию дистанционных технологий в существующие региональные программы.

Среди основных проблем развития электронного обучения и дистанционных технологий в образовании были названы:

1. связь (трафик, качество связи, цена);

2. нужна ли экспертиза контента?

3. подготовка кадров, разработка программы повышения квалификации (в направлении овладения информационных технологий) для учителей.

«Техническое обеспечение процесса обучение – важная задача, - отметил заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов. - Но не менее важна компетентность кадров, которые будут использовать оборудование в работе».

 
Татьяна Морозова


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100