Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Секция 4. Развитие электронного обучения и дистанционных технологий




22 декабря в рамках Всероссийской конференции руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования «Модернизация региональных систем общего образования:  итоги 2011 года и задачи на 2012 год» состоялась работа в группе по направлению «Развитие электронного обучения и дистанционных технологий». Координаторы работы группы - Светлана Авдеева, руководитель отдела проектов в сфере информатизации образования НФПК, Сергей Монахов, заместитель директора ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Сергей Кравцов, директор Департамента регионального развития Минобрнауки России.

В ходе работы группы с докладами выступили представители Хабаровского края, Камчатского края, Краснодарского края, Амурского края, Республики Татарстан, Республики Северной Осетии-Алании, Республики Тыва, а также Костромской и Челябинской областей.

Людмила Осипова рассказала о  дистанционных образовательных технологиях в общеобразовательных учреждениях Костромской области. «Мы определили для себя следующий вектор развития: переход от использования дистанционных образовательных технологий на уроке и во внеурочной деятельности, в очных формах обучения, к электронному обучению (реализации образовательных программ частично, а, при необходимости, и в полном объеме, с использованием информационных систем и телекоммуникационных сетей)».

В ходе доклада были сформулированы два основных условия готовности к электронному обучению: техническая (технологическая) составляющая и кадры. В связи с этим была обозначена необходимость развития новых форм непрерывного повышения квалификации педагогических работников, а также внедрение эффективных моделей дистанционного образования, апробированных на региональных инновационных площадках .

Подводя итоги, выступающая обозначила следующие направления развития ДОТ:

  • Развитие инфраструктуры дистанционного обучения;
  • Развитие системы повышения квалификации педагогов для дистанционного обучения учащихся;
  • Разработка региональных нормативных документов, регламентирующих электронное обучение;
  • Развитие регионального контента для электронного обучения;
  • Стимулирование работников школ к использованию ДОТ  и электронного обучения;
  • Мониторинг качества электронного обучения.

Виктор Тюменцев, министр образования и науки Камчатского края, представил проект «Дистанционное обучение школьников Камчатского края с использованием сети интернет».

Цель проекта: решение проблемы повышения качества и доступности образования для всех учащихся общеобразовательных учреждений, прежде всего расположенных в труднодоступных и отдалённых местностях Камчатского края, за счет использования новых образовательных технологий, основанных на возможностях сети Интернет. Кроме того, проект направлен на реализацию законодательства Российской Федерации по созданию адаптивной модели образования, обеспечивающей равный доступ детей-инвалидов к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями через развитие системы дистанционного образования с использованием интернет-технологий и способствующей их социальной коммуникации и адаптации.

В соответствии с целями, были обозначены наиболее перспективные направления реализации проекта:

  • Профильное обучение учащихся X-XI (XII) классов по индивидуальным учебным планам;
  • Взаимодействие с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования по обучению детей-инвалидов в дистанционной форме;
  • Проведение олимпиад, конкурсов, викторин для учащихся в дистанционной форме.

Александр Кузнецов, министр образования Челябинской области, представил инновационную образовательную платформу «Персональный виртуальный компьютер» на базе облачных вычислений для средней и высшей школ.

Облачные вычисления – технология, в соответствии с которой информационное пространство организуется как совокупность электронных образовательных ресурсов, доступ к которым осуществляется удаленно с устройства пользователя.

Проект направлен на повышение качества среднего и высшего образования путем модернизации электронной образовательной среды школы и вуза на базе инновационных технологий облачных вычислений

Среди преимуществ проекта – существенное сокращение затрат, необходимых на создание и поддержание компьютерных классов, а также высокий уровень персонализации электронной образовательной среды.

Представитель Амурской области рассказал о программе развития электронного обучения и дистанционных технологий в своем регионе.

Программа направлена  обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

В соответствии с целью программы, были поставлены следующие задачи:

- модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

- приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

-   развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Кроме того, была подчеркнута принципиальная важность обучения педагогических кадров; в этом направлении были поставлены следующие задачи:

- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ в учебном процессе;

- овладение методическими приемами подготовки дидактических материалов на основе ИКТ;

- овладение технологией организации проектно– исследовательской деятельности учащихся на основе ИКТ;

- использование возможностей сетей (включая Интернет) и современного цифрового оборудования как активных образовательных ресурсов;

- содействие развитию единой информационной образовательной среды.

Таким образом, в ходе работы группы были представлены модели дистанционного обучения (от индивидуальных решений до комплексных подходов), которые проявили свою эффективность. Это модели дистанционного обучения для: малочисленных школ, дефицитных предметов, профильного обучения, обучения детей-инвалидов, подготовки к ЕГЭ, - поддержки отстающих обучающихся.

Также был поднят вопрос о механизмах внедрения технологий дистанционного обучения.

Были названы два основных:

1. через базовые школы;

2. через интеграцию дистанционных технологий в существующие региональные программы.

Среди основных проблем развития электронного обучения и дистанционных технологий в образовании были названы:

  1. связь (трафик, качество связи, цена);
  2. нужна ли экспертиза контента?
  3. подготовка кадров, разработка программы повышения квалификации (в направлении овладения информационных технологий) для учителей.

Евгений Морозов

 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100