Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Секция 3. Стандарты и качество образования


22 декабря 2011 года в рамках Всероссийского семинара-конференции состоялась работа секции «Стандарты и качество образования». Ведущими дискуссии были Валентин Шаулин, начальник Управления контроля качества образования Рособрнадзора, Ирина Тараданова, заместитель директора Департамента общего образования Минобрнауки России, Александр Адамский, научный руководитель «Института проблем образовательной политики».

 В начале секции ведущие обозначили основные задачи обсуждения.

 Валентин Шаулин отметил две задачи, связанные с заявленными на секции выступлениями:   

  • прояснить, как началось внедрение стандарта. В частности, проявить, как реализуется вариативность на практике для того, чтобы выстроить способы измерения вариативности.
  • Валентин Николаевич подчеркнул важность фиксирования подходов к разработке измерителей. В связи с этим представляется важным содержание выступлений о наработках в региональных системах оценки качества образования.

Эффективной системы оценки качества не получится, если с федерального уровня директивно определить подход к оцениванию качества. Система оценки качества должна основываться на региональных апробированных предложениях, которые решают региональные задачи. При этом система оценки должна состоять из двух частей: одна – единая инвариантная часть, вторая – вариативная.

Таким образом, важно представить на секции процесс внедрения нового стандарта, а также модели региональных систем оценки качества образования.

 Концептуальные ориентиры дискуссии на секции обозначил Александр Адамский.

  1. Качество образования теряет свою педагогическую закрытость. Сейчас понятие качество используется не только в педагогической деятельности, оно также может применяться в формулировке муниципального задания. Таким образом, качество становится экономической категорией.
  2. Практика проверки качества образования существует, но практически не развита комплексная оценка качества образования. В регионах проявилась довольно запутанная ситуация с институтами оценки качества – целостной системы нет.
  3. В настоящее время продуктивным подходом является оценивание качества и результативности обучения как прогноз результативности ученика в жизни. Сейчас сохраняется разрыв между показателями школьного оценивания и результативностью в жизни.
  4. Нормативно-правовые условия реализации новых стандартов.


Представитель Московской области сообщил о результатах внедрения стандарта начальной школы. Он отметил, что реализация стандарта во всех регионах проходит по одной схеме, но существуют отличия в зависимости от социально-экономического состояния региона.

В Московской области проводилась апробация стандарта в пилотных школах, в результате апробации был наработан опыт введения ФГОС, определены риски, разработаны способы преодоления рисков. С 1 сентября 2011 года стандарт начальной школы был внедрен во всех учебных заведениях, осуществляющих обучение на начальной ступени. Были внедрены 10 часов внеурочной деятельности во второй половине дня, по результатам внедрения были проведены собеседования, которые показали, что 60% руководителей ОУ согласны продолжить работу с 10-ю часами, остальные хотят отменить или уменьшить количество часов, при том, что средства на это выделены.

Александр Адамский предложил подробнее обсудить проблему введения 10 часов внеурочной деятельности. С одной стороны, нельзя отказываться от введения 10 часов, т.к. это основа для следующей ступени. С другой стороны, непонятно, в какой форме в стандарте, как в ведомственном документе, может быть зафиксировано основание для выделения регионом средств на эти часы. Возможный вариант – включение 10 часов в муниципальное задание.

Результаты внедрения стандарта начальной школы в Новгородской области представила Елена Сергеева. В выступлении было затронуто несколько важных проблематик введения ФГОС.
До обучения в начальной школе, необходимо обеспечить равные стартовые возможности для получения школьного образования. В Новгородской области дошкольное образование охватывает значительное число детей.
Проблема внеурочной деятельности связана также с отсутствием проработанного понятийного аппарата. На уровне региона было разработано положение, в котором прописано три модели внеурочной деятельности.
В процессе организации системы повышения квалификации, был проведен анализ результативности разных систем обучения. В результате анализа определился перечень систем с высокими достижениями учащихся – эти системы были рекомендованы педагогам.

Елена Сергеева обозначила проблемы введения ФГОС:

  1.  В Новгородской области в ходе специально организованной работы по обучению создания ООП, публичной защите ООП – руководители образовательных учреждений научились разрабатывать собственную образовательную программу. Но сохраняется проблема  качества реализации ООП.
  2. Фрагментарность создания современных материально-технических условий: в одной школе есть все, в другой оснащенность не полная – но права у всех равные, как у налогоплательщиков, поэтому нужен перечень минимальных требований к условиям, в которых должны обучаться дети.
  3. «Избыточность» мониторинговых технологий. Школа хочет увидеть динамику ребенка, школа – свою работу, муниципалитет – свою и т.п., поэтому количество мониторингов увеличивается.

Валентин Шаулин уточнил, могут ли результаты, которые на региональном уровне были прописаны подробно в качестве ориентира для учителей, стать основанием для разработки оценочных материалов. Елена Евгеньевна пояснила, что описание результатов основано на том, что прописано в стандарте, поэтому может стать основанием для разработки измерителей.  

Андрей Беляшов согласился с автором выступления – школа участвует в большом количестве мониторинговых процедур. «Как считаете, можно ли регламентировать количество измерителей, или надо ли это делать или нет?».
По мнению Елены Сергеевой, мониторинг существует для того, чтобы увидеть тенденции, для проявления тенденций такого количества мониторингов не надо.

Отвечая на вопрос Александра Адамского об оплате внеурочной деятельности, Елена Сергеева сообщила, что в расчетах приписывалось определенное количество часов тому или иному виду занятий.

Подробный репортаж о заседании секции  - скоро на нашем сайте.


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100