Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Панельная дискуссия: «Модернизация образования в новых условиях: вызовы 2012




22 декабря в рамках Всероссийской конференции «Модернизация региональных систем общего образования: итоги 2011 года и задачи на 2012 год» состоялась панельная дискуссия «Модернизация образования в новых условиях: вызовы 2012» (ведущий Игорь Реморенко, статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ).

В начале панельной дискуссии Игорь Реморенко, статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ, предложил экспертам и участникам конференции высказать свои позиции относительно того, что является содержательной основой для всех направлений модернизации образования и каким должен быть ее результат. При этом Игорь Михайлович отметил, что одним из наиболее проблемных вопросов в настоящее время становится выстраивание диалога с родителями, общественностью, по поводу всех вопросов модернизации образования.

Александр Адамский, научный руководитель ИПОП «Эврика» обозначил следующие ключевые вопросы, которые необходимо решить в ближайшее время: во-первых, это определение адресата модернизации. Безусловно, им являются граждане – учащиеся, их родители, общество в целом. Но при реализации проектов чаще всего на первый план выходит управленческая проблематика, а «выгоды, которые предоставляются гражданам, четко не сформулированы». Следуя логике Александра Изотовича, управлять надо теми выгодами, общественно значимыми эффектами – предоставлением возможностей для получения качественного образования, обеспечения успешной социализации школьников и т.д., которые важны для граждан, а не обеспечением простоты управления системой образования. Таким образом, необходимо формализировать общественно-значимые эффекты, как для их отражения в нормативно-правовой базе, так и для предъявления их обществу. 

Во-вторых, в серьезной проблемой является разбалансировка системы образования, в первую очередь – школьной. Подавляющее большинство школ в России – муниципальные, финансирование осуществляется из регионального бюджета, а требования задаются с федерального уровня. В этом случае наблюдается рассогласование между требованиями с федерального уровня и их интерпретацией и реализацией на уровне муниципалитета и школы. Это, например, произошло при реализации Постановления правительства РФ №436, когда невзирая на требование повысить заработную плату всем учителям на 30%, технически его исполнить оказалось практически невозможно.

В-третьих, в рамках модернизации возникло несколько равноценных вариантов выстраивания важных элементов системы образования. Например, существует три варианта (некоторые эксперты утверждают, что 4) реализации в субъектах РФ новой системы оплаты труда. Необходимо понять, какая из них наиболее эффективна и для каких целей, в каком направлении необходимо продолжать движение по совершенствованию НСОТ. Основной проблемой для всех вариантов является неразработаность системы оценки качества образования, что, в связи с принятием 83-ФЗ, тормозит разработку муниципального задания ОУ, определения стоимости условий для достижения результатов, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте и т.д.

Наконец, следует признать, что образовательная политика не может больше оставаться в рамках ведомственного, тем более, политического формата (например, у "Единой России" нет четко предъявленного вектора развития образования). Необходимо появление формата общественно-политического согласования по наиболее важным направлениям модернизации российского образования.

Подробнее о панельной дискуссии читайте вскоре на нашем сайте.

Сергей Горохов
 


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100