Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Презентация Владимира Бацына 

Лекция Бацына В.К. «Система оценки качества образования как механизм отражения общественного заказа системе образования»

 




29 ноября в Томске в рамках проблемного организационно - деятельностного семинара «Общественное обсуждение модели управления развитием системы оценки качества образования, ориентированной на современные результаты образования» с сообщением «Система оценки качества образования как механизм отражения общественного заказа системе образования» выступил эксперт ИПОП «Эврика» Владимир Бацын.

Владимир Бацын начал разговор с краткого рассмотрения таких явлений, как современная образовательная политика, ее субъекты, их интересы и цели в этой сфере, эксперт обратил внимание на многомерность общества, состоящего из весьма различных страт не только по социально-экономическому, но и культурно-образовательному критерию.

Перед слушателями ставится вопрос: какие образовательные услуги представляются актуальными для этих разных страт? Каковы их представления о качестве образования, которое они хотели бы дать своим детям? Разностороннее рассмотрение разных версий ответа позволяет сделать вывод, что наличие разных позиций делает необходимым диалог между всеми субъектами, имеющими «образовательные интересы»  – государством,  народом как политической нацией,  народами России как  этнокультурными общностями,  различными стратами гражданского общества, включая интересы малых социокультурных сообществ вплоть до частных семей. Эксперт напомнил аудитории тезис из Концепции модернизации российского образования:

-  способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей  личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору  в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового  к его продолжению в течение всей жизни.

Становление такой личности невозможно без сложного и целенаправленного процесса социализации ребенка и подростка. Отсюда делается  прямой и мотивированный переход к рассмотрению существенно нового и крайне актуального явления в нашей образовательной реальности – образовательной программе образовательного учреждения. Можно трактовать этот документ как своего рода гражданский договор между обществом (родителями) и государством (образовательным учреждением) относительно тех целей и ценностей, носителями которых должны стать дети, получающие образования, тех деятельностей (учебных и внеучебных), участвуя  в которых ученики разовьют компетентности,  определенные в ФГОС.

Не менее важно увидеть в образовательной программе реальный инновационный проект, учитывая  ее исключительное значение для становления детской и подростковой социально-культурной успешности.  Особый акцент сделан на роли образовательной программы как описания целесообразных (сообразных цели) образовательных сред и пространств социализации и обогащения личного опыта учащихся, как документа,  фиксирующего вклад школы в преемственность межпоколенной социально-культурной традиции  по развитию человеческого капитала. Кроме того, подчеркивается двуединство образовательной программы  и публичного отчета школы, что очень важно для фиксации факта достижения (или недостижения) заявленного в программе качества образования и предъявления этого факта местному сообществу.

Важнейший механизм достижения современного качества образования – становление ученика как его важнейшего субъекта, ибо именно он получает образование и объективно только он является главным его оценщиком.  Здесь особо важен комментарий относительно роли общества как носителя представлений о традиционных ценностях и нормах, готового (или не готового)  к диалогу и с новым поколением,  и с вызовами времени.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100