Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"

Группа 1. Федеральный уровень оценки качества образования




28 ноября 2011 года в Томске в рамках проблемного организационно - деятельностного семинара «Общественное обсуждение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» начала работу проектная группа «Федеральный уровень оценки качества образования» (координатор-эксперт ИПОП «Эврика» В.К. Бацын)

Координатор проектной группы Владимир Бацын седлал вводное сообщение - обзор проблематики федерального уровня оценки качества образования, в котором отметил, что в рамочном (концептуальном) смысле проблематика задач федерального  уровня управления (оценки) качеством общего среднего образования задается, прежде всего, его политическим статусом: именно здесь задаются общенациональные стратегические цели образования и определяются средства, необходимые для их достижения. Но при этом важно понимать, что  набор этих целей и средств весьма жестко детерминирован, с одной стороны,   вызовами глобального рынка труда и связанными с ними общемировыми трендами развития образования, а с другой – реальными возможностями отечественной системы образования (инфраструктурными, кадровыми, социокультурными и др.). Разрыв между внешними вызовами и внутренними возможностями ответа на них задает драматургию действий федерального уровня:  мало того, что  управленческий сигнал,  исходящий от него на систему, должен быть услышан и воспринят (а не отторгнут) исполнителями; не менее важно, чтобы содержащийся в нем message был понят адекватно тем целям и задачам, которые предстоит решать, чтобы возникло встречное стремление «снизу» к мобилизации ресурсов, созданию механизмов и пр.  

В случае с утверждением представлений о современном качестве образования сказанное представляется особенно актуальным.  Ведь такие концепты, как результаты образования, его качество и эффективность, участие общества в их оценке,  универсальные компетентности, социализация учащихся, оплата труда учителя по внеучебной успешности его учеников и т.д. являются совершенно новыми для отечественной педагогической практики. Они предъявляют принципиально иные требования к подготовке учителя, к позиционированию родителей и самих учащихся, к оценке готовности образовательных учреждений к осуществлению своей уставной деятельности, требуют пересмотра самих принципов мониторинга и  оценивания (интерпретации) полученных результатов и эффектов.

Объективным следствием названных обстоятельств становится экспансия образования в социум, принятия им на себя функций не только обучения, но и социализации детей и подростков. А это с неизбежностью предполагает объединение усилий всех ведомств, чья деятельность «выходит» на проблематику детства, подросткового и юношеского возраста (прежде всего культуры, спорта, здравоохранения, внутренних дел, экономики).  Таким образом, с учетом важности и масштабности возникших задач, требуется пересмотр ряда существенных аспектов в самой механизме  взаимодействия федерального уровня управления образованием с системами законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней с целью реального превращения образования в сферу общенациональной озабоченности на основаниях, принимаемых и разделяемых широким общественным сознанием:

1. Оценка эффективности федеральных  программ, инициатив, проектов;

2. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в части деятельности, обеспечивающей развитие системы образования);

3. Формирование нормативной базы для сферы образования (включая обновление образовательных стандартов), мониторинг реализации нормативно-правовых документов на уровне регионального и муниципального управления и анализ полученных результатов;

4. Принятие мер по оптимизации  текущей ситуации, в том числе через стимулирование успешных участников процесса, выявление причин выявленных  проблем и оказание помощи;

5. Улучшение кадровой политики на региональном и муниципальном уровнях управления (как в исполнительной, так и в законодательной власти). Выявление непрофессионализма кадров;

6. Создание, на основе кластеризации территорий, подпрограмм по решению образовательных проблем с учетом региональных социально-экономических  особенностей и организация адекватной системы подготовки и повышения квалификации кадров.

Иван Трифонов


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100