Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Стенограмма брифинга 

Брифинг для СМИ




Введение стандартов – требование жизни
К стандарту привыкнут, как к шариковой ручке

28 ноября в Томске состоялся брифинг, на котором региональные эксперты в сфере образования и эксперты Института проблем образовательной политики «Эврика» рассказали о создании Всероссийской системы оценки качества образования. Одной из первостепенных задач разработчики видят, изменение представлений общества об образовательных результатах, которые дает школа.

 Федеральный государственный образовательный стандарт, принятый в 2010 году, вводит новые требования к качеству образования, предоставляемого российскими школами. Теперь образовательная услуга включает, кроме предметных результатов (знаний, умений, навыков), метапредметные результаты (способность применять знания на практике) и личностные достижения учащихся. При этом в стандарте отсутствует описание самих результатов, которые должны получить дети, даны лишь требования к ним.

По заказу Министерства образования и науки в России разрабатывается система оценки качества образования, которая покажет, отвечают ли образовательные результаты учащихся стандарту.

Сегодня о качестве работы конкретной школы пытаются судить по результатам учащихся на ЕГЭ. Однако, по мнению экспертов, средний балл по этому экзамену не может свидетельствовать о качестве работы школы.

«Мы поставили задачу разделить оценку результата и оценку качества образования, – говорит заместитель директора ИПОП «Эврика» Роман Селюков. – Под качеством образования понимается общая совокупность, с одной стороны, результатов образования (предметных, метапредметных и личностных), с другой стороны, успешности социализации учеников (внутри школы и за ее пределами). Качество образования – это результаты образования, которые проявлены в социализации учеников».

Руководитель регионального отдела ИПОП «Эврика» Владимир Бацын отметил, что причина возникновения новых стандартов лежит не в образовании. «Не министерство придумало стандарты, не правительство, их придумала жизнь, – подчеркнул он. – Требования к образованию создаются внешней рамкой: мир становится глобальным, возникает международный рынок труда, а вместе с ним и необходимость прийти к единому стандарту образования».

Успешная реализация ФГОС, по мнению экспертов, во многом зависит от изменения представлений о качестве образования в обществе. «Учителя, родителя и сами ребята должны осознать и принять вызов времени, – считает Владимир Бацын. – Сегодня большинство выпускников не имеют понятия о том, какого качества образование они получают. Необходимо превращение ученика в субъект собственной образовательной деятельности». «Задача образования – создать для ребенка такую среду, где он мог бы попробовать себя в разных направлениях деятельности, – вторит ему Роман Селюков. – Ребенок в безопасных условиях школы должен попробовать одно, второе, третье и понять, где он успешен, что для него трудно, что интересно. К окончанию девятого класса ученик должен подготовиться – понять, что для него важно в образовании, и сделать для себя осознанный выбор».

Результатом работы экспертов ИПОП «Эврика» должны стать:

1) Проект документа, который будет утверждать структуру и содержание системы оценки качества образования в РФ.

2) Примеры инструментов оценки качества образования и требования к инструментарию. 3) Результаты пилотажей по практике применения таких инструментов, которые состоятся в субъектах РФ по разным направлениям оценки (с целью дальнейшего распространения успешного опыта в других территориях).

Представители прессы выразили обеспокоенность тем, что родители и учителя могут оказаться не готовы к изменениям, которые несет новый образовательный стандарт.

«Если считать, что все новое негативно отразится на жизни, конечно, ничего не изменить, – отметил Роман Селюков и привел следующий пример. – Ни для кого не секрет, что раньше наши родители, бабушки, дедушки писали перьевой ручкой, для них это было нормой. И когда вводили шариковые ручки, была очень серьезная дискуссия о том, что без пера мы не сможем учить детей каллиграфии. Но люди постепенно сравнили и поняли, что эффективнее.

Сегодня мы все пишем шариковой ручкой, это абсолютно нормально, а перо, напротив, выглядит экзотично. Так и стандарты вводятся постепенно, чтобы и родители постепенно росли вместе со своими детьми».

 

 

Алена Шадрина


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100