Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Экспертно-аналитический семинар в Забайкальском крае> Второй день> Лекция Романа Селюкова «Основные направления ФЦПРО. Модели институтов модернизации (2011-2015 гг.)»
Презентация к лекции Романа Селюкова 

Лекция Романа Селюкова «Основные направления ФЦПРО. Модели институтов модернизации (2011-2015 гг.)»




Второй день работы экспертно — аналитического семинара «Кадровая модернизация системы образования Забайкальского края» начался с лекции Романа Селюкова «Основные направления деятельности федеральных инновационных площадок на 2011 г.».
Роман Селюков, прежде всего, обратил внимание на то, что  приоритетные направления деятельности ФИП определены и утверждены. До 2008 г. сети ФИП были отдельно у РАО, ФИРО, ведущих вузов. В 2008 г. правительство РФ приняло решение о том, что ФИП должны создаваться в каждом регионе.
В прошлом году состоялся первый конкурс на статус ФИП, но выдвижение на статус носило скорее принудительный, ведомственный  характер. В результате конкурсного отбора 16 площадок из 60 поданных заявок получили статус ФИП. Поскольку конкурсантов, в том числе и с позиции тематики, выбирали региональные ведомства, разброс тематики получился избыточно обширным.  На 2011 год определены несколько основных направлений.
Наиболее актуальным стало направление «Новые финансово-экономические механизмы в образовании». В нем выделено 6 поднаправлений.
1. Апробация и повышение эффективности механизмов и моделей внедрения НСОТ и НПФ.  Существует несколько модельных методик нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда,  но они  требуют доработки. Главная задача — определить, что именно должно быть заложено в норматив подушевого финансирования. ФГОС предполагает 3 вида результатов, а финансируется только учебный план. В настоящее время новое понятие о качестве не подкреплено институализацией в моделях финансирования. Если норматив будет рассчитан исходя из средней заработной платы по экономике, то это прежде всего позволит  увеличивать норматив с развитием экономики. Попытки разработки и апробации такой модели предпринимаются в настоящее время в Республике Бурятия, Калининградской области, к реализации проекта приступила Иркутская область.
2. Разработка и внедрение эффективных моделей осуществления основной деятельности ОУ в новых организационно-правовых формах.
3. Отработка механизмов привлечения инвестиций в сферу образования. Одно из возможных решений через использование механизмов  эндаумента - непрямого инвестирования. Деньги вкладываются в ценные бумаги, производство, которые проносят прибыль, используемую  образовательным учреждением.  
4. Обеспечение конкурентноспособности отечественных образовательных услуг на международном рынке.
5. Становление системы распространения инновационных моделей в образовании (франчайзинг). Передача технологического пакета на оказание услуг – франшиза. Передается бренд, но с требованием соблюдения всех условий и требований, оформленный в технологический пакет. В настоящее время такая практика в России не получила широкого распространения. В образовании примером попытки такого оформления может быть система Эльконина-Давыдова. В образовании франшиза более приемлема для дошкольного и высшего профессионального образования. В первом случае покупателями выступают родители, в другом случае – работодатели.
6. Развитие венчурных интеллектуальных фондов.  Это покупка идей. Дело рискованное, но даже 3 эффективных идеи могут окупить 97  не эффективных.
В рамках обсуждения наибольший интерес вызвала возможность использования франшизы в образовании: в качестве риска отмечена возможность недостижения ОУ заявленных результатов, неясно место стажировочных площадок в этом процессе, требуют разъяснения  механизмы франчайзинга  в системе дошкольного образования.
Комментируя ситуацию, Роман Селюков отметил, что риск недостижения результатов есть и в случае реализации ФГОС: мы должны достичь результата, но дети имеют разные способности, а у нас нет инструментария для фиксации индивидуального развития ребенка.  В массовой практике развитие и фиксация индивидуальных способностей не востребованы среди педагогов. Задача стажировочной площадки и  заключается в оформлении технологического пакета, бренда, что в свою очередь потребует развития медийной составляющей проекта для продвижения бренда.
Предметом отедельной дискуссии стал вопрос применения НФЭМ к малокплектным школам. Важно понимать, что повышенный норматив для малокомплектных школ приводит к стимулированию низкого качества. Увеличение финансирования может осуществляться через оплату услуг, оказываемых ОУ вне рамок реализации ФГОС. На пример, если школа выполняет функции своего рода социокультурного центра, то эти услуги должны быть оплачены. При этом  школа будет получать средства по тому же нормативу как и все  остальные ОУ, но финансирование не уменьшится, т.к. увеличится количество оплачиваемых услуг через получение муниципального задания. Этот механизм работает достаточно эффективно. Школы с малой наполняемостью в статусе автономных есть республике Бурятии.
Следующим тематизмом лекции стало «Управление образованием».  Задача на перспективу - развитие технологий управления в сфере образования на основе саморегулирования (аттестация педагогов, сертификация программ, профессионально-общественная аккредитация учреждений). Такой механизм применим к процедуре аттестации педагогов. По закону о саморегулируемых организациях объединения любых профессионалов могут стать саморегулируемой организацией: например, союз директоров. Такая сарегулиремая организация может взять на себя аттестацию руководителей ОУ.
Следующий аспект: сейчас много говориться об энергосбережении, но мало внимания уделяется разработке и внедрению ресурсосберегающего менеджмента в системе образования. Это очень высокий уровень профессионализма, позволяющий сохранить ресурсы педагогов, учеников (их физического и психического здоровья). С 2008 г. легализована должность тьютора, но в штатных расписаниях школ они пока появляются редко, еще меньше педагогов, которые могут корректно осуществлять эту деятельность.
Роман Селюков обратил внимание на то, что необходимо разрабатывать и апробировать технологии управления сетями образовательных  учреждений и организаций. Это особенно актуально в условиях, когда муниципалитеты решают вопросы реорганизации сложившихся образовательных систем. Задача ФИП- создание и апробация инновационных программ и организационных форм подготовки кадрового управленческого резерва. Важны технологии работы с управленческими кадрами. Неготовность к внедрению новых форм во много обусловлена   процессами адаптации  в рыночных условиях. В менеджменте будут более успешны кадры, выращенные в рыночных условиях, в условиях конкуренции.
    Как негативный фактор Роман Селюков отметил, что межведомственная несогласованности программ развития ведет к нескоординированности действий в результате их реализации (то же касается и ситуации, когда на одной территории применяются различые методики методики НСОТ: модельная методика – методика Голиковой). Кроме этого, ведомственные программы развития часто воспринимаются как возможность укрепления материальной базы ОУ вне зависимости от качества. Нет четкой стратегии  по развитию нормативной базы на ближайшие годы, а значит  неочевидны и перспективы развития всей системы.
Для реализации такого направления как развитие дистанционного образования приоритетными задачами является определение правовых и финансовых основ для его массового внедрения: разработка сетевого норматива, тьюторские технологии.
В вопросе развития системы электронного мониторинга качества образования ключевой проблемой является разработка системы показателей и индикаторов.
В развитии информационной среды ОУ  основной  проблемой является   упрощенное понимание использования ИКТ технологий:  дорогостоящее имущество может использоваться весьма не эффективно. (на ример, интерактивная доска используется для демонстрации географической карты, а не для выхода в интернет для поиска ответа на вопросы, возникшие в ходе урока). Практически не используются возможности индивидуализации образования в информационной среде ОУ. Важно  индивидуализировать процесс обучения в соответствии с собственным темпом развития, способностей учащихся. Необходимо создавать инновационные образовательные модели для граждан с особыми возможностями и это не только дети-инвалиды, но и одаренные дети. Для этого требуется развитие технологий и институциональной инфраструктуры образования в среде интернет.
    Роман Селюков заострил внимание на приоритетных направлениях в формировании нового качества и нового содержания общего и дошкольного  образования. Особо выделив актуальное для Забайкальского края направление: разработка и апробация эффективных моделей поликультурного и межконфессионального образования, в том числе организованных на региональном и муниципальном уровнях.
    Необходимо создавать инновационные модели организации повышения квалификации на муниципальном и региональном уровнях.

Светлана Кузьмина, Лариса Романюк, члены региональной аналитической группы Забайкальского края


система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100