Инновационная образовательная сеть
АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика"
Главная > Cеминары и конференции> Байкальский образовательный форум 2010 > Лекционный блок> Доклад Президента-Председателя Правительства Республики Бурятия Вячеслава Наговицына
Презентация доклада  

Доклад Президента-Председателя Правительства Республики Бурятия Вячеслава Наговицына

Дорогие участники и гости форума!

От имени Правительства Республики Бурятия и от себя лично сердечно приветствовую вас на земле солнечной Бурятии. В ваших раздаточных материалах есть подробная информация о нашей республике, поэтому, не останавливаясь на этом, скажу, что проведение первого Байкальского образовательного форума в минувшем году было отмечено насыщенной деловой программой и заслуженно получило признание у российского педагогического сообщества. Форум стал  авторитетной дискуссионной  площадкой, где обсуждались  важнейшие проблемы сферы образования в рамках социально-экономического развития регионов.

Замечательный опыт прошлого года позволяет констатировать, что  собирающийся  под знаменем Байкальского образовательного форума совокупный интеллектуальный потенциал столь велик, что способен порождать самые смелые подходы и решения в области совершенствования отечественного образования.

В этом году наш форум проходит под девизом «Качественное образование – надежные инвестиции в будущее». И акцент в его работе будет сделан на механизмах реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Их эффективная реализация позволит России повысить образовательный потенциал, усилит позиции образования на мировой арене.  Рассчитываю, что предложения и рекомендации, выработанные в ходе форума, найдут свое применение на практике, будут способствовать инновационному развитию общества, формированию благоприятного делового климата и повышению уровня жизни граждан.

Уверен, что такая постановка задачи не просто возможна, но  и единственно верна.

Президент Российской Федерации  Д.А.Медведев  придает большое значение проблемам дошкольного образования, ведь ситуация по недостаточности мест в детских садах является очень  сложной резонансной проблемой, требующей  принятия серьёзных мер для её решения.

В Бурятии рост спроса на  детские сады определил главную задачу - расширение масштабов предоставления  услуг в условиях  бюджетных ограничений.     Традиционные способы решения  проблемы, такие, как  строительство зданий детских садов, возвращение зданий, ранее переданных в другие структуры, их реконструкция, восстановление законсервированных зданий  требуют существенных бюджетных расходов. Они являются капиталоёмкими,  долгосрочными и, кроме того, возможны риски, связанные с расширением бюджетной сети в условиях нестабильного контингента пользователей, что в рамках следующего спада демографической волны может привести к проблемам, аналогичным ситуации  90- х годов прошлого столетия, когда здания многих детских садов оказались невостребованными.

Требуется поиск нестандартных решений  проблемы увеличения охвата детей услугами дошкольного образования. Разработка  новой  стратегии  развития предполагает  активное внедрение современных менее затратных форм. Без реализации государственных гарантий доступности услуг дошкольного образования детям из разных  социальных категорий  населения невозможно  обеспечить  равные стартовые возможности. Осознавая, что недополученный конституционно гарантированный минимум содержания дошкольного образования влечет за собой серьезный риск отставания в последующем обучении  на новой  ступени образования, в Бурятии, как и во многих регионах, принимаются меры по поиску и внедрению разнообразных  подходов.
Но при всем многообразии наиболее  перспективной и менее затратной формой считаем развитие  института семейного воспитания детей дошкольного возраста через создание  сети семейных групп. Данная форма предоставления дошкольных услуг позволит   оказать  поддержку многодетным  семьям, решить проблему занятости и без увеличения капитальных вложений обеспечить детей  услугами дошкольного образования. Воспитатель группы семейного образования будет иметь возможность,  не прерывая  трудового стажа,  в условиях  семьи заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития  детей.

В настоящее время в республике  активизировалась работа по формированию  сети групп семейного воспитания.  Основным сдерживающим фактором активного развития данного института, расширения сети негосударственных учреждений, предоставляющих населению услуги дошкольного образования, являются установленные стандарты - требования  к условиям создания и функционирования  данных форм, что, в целом, не позволяет эффективно, в соответствии с запросами и возможностями населения,  развивать  рынок  дошкольных образовательных услуг.

Правительство Бурятии поручило  Министерству образования и науки республики подготовить Закон   «Об организации групп семейного воспитания для детей дошкольного возраста». Законопроектом будет предусмотрена финансовая поддержка из республиканского бюджета в форме субсидий   муниципальным бюджетам  на развитие института семейного воспитания.

В рамках обсуждения данного вопроса на Форуме мы будем признательны получить от вас предложения по  внесению изменений в закон об образовании, где были бы прописаны все формы устройства детских садов и  определены пути решения проблем, связанных с санитарными и противопожарными службами.

В своем выступлении мне хотелось бы остановиться на некоторых вопросах образовательной политики, которые представляются мне особенно важными. 

Проблемы образования во многом обусловлены как субъективными, так и объективными причинами, в том числе очень негативной демографической ситуацией. В течение последнего десятилетия она в максимальной степени затронула именно общеобразовательную школу и сейчас переходит в сферу профессионального образования, а вслед за этим - в реальную экономику. И здесь ключевая задача - оперативная и адекватная реакция сферы образования на происходящие изменения, стыковка системы общего и профессионального образования.

Участие республики в реализации Комплексного проекта модернизации образования позволило интегрировать ключевые достижения нацпроекта, создать модель, которая теперь может быть использована в масштабах всей страны.

Экспериментально подтверждены и закреплены на практике основные направления развития школы, удалось доказать, что на их основе поставленная цель - доступность качественного образования для всех школьников - достижима.

Доля школьников, которым доступны все основные виды современных условий - по оснащенности, оборудованию, благоустройству, квалифицированным кадрам - возросла в рамках КПМО в дотационной Бурятии с 38% до 76,3% и это в основном произошло за счет внутренних резервов самих школ.

Эти позитивные изменения в республике были достигнуты не только увеличением бюджетного финансирования. В нашем регионе норматив на ученика вырос в среднем в 2 раза. В рамках КПМО сокращены неэффективные расходы в объеме порядка  400 млн. рублей. Высвобождения средств удалось достичь за счет более современных моделей финансирования образовательных учреждений, когда бюджет школы стал зависеть от количества учащихся в ней, а зарплата учителя - от интенсивности и результатов труда.

НСОТ принципиально изменил подход к оплате учителя за результативность деятельности. Если в 2006 году средняя зарплата учителя  составляла 7800 руб., то к 2010 году она стала 14157 руб. Рост был обеспечен за счет:

- увеличения норматива финансирования (в среднем на 41,6%);

- оптимизации сети школ (за три года сокращено 49 неэффективных школ);

- увеличения наполняемости классов (до 25 чел. в населенных пунктах с численностью больше 10 тыс. чел. и 14 чел. в остальных сельских школах);

- увеличения доли фонда оплаты труда учителей в общем объеме фонда до 61%.

В результате, без стартового вброса финансов в начале проекта, за три года мы сумели повысить зарплату в образовании в среднем на 81,5%. Отказ от уравнительного подхода позволил значительно увеличить заработную плату у учителей, дающих стабильно качественные результаты. Лучшие учителя получают достаточно высокую зарплату: в среднем 21 тыс. руб., что составляет 125% от средней зарплаты по экономике региона и выросла по отношению к 2006 году в 2,7 раза.

Кроме того, в рамках комплексных проектов продемонстрирована важность общественного участия в принятии решений на всех этапах и уровнях выработки этих решений.

Год назад, на Первом форуме, мы публично заявили, что ставим  перед собой задачу преодолеть узковедомственный подход к постановке и решению проблем образования. Видя именно в этой точке  ключевой момент модернизации и понимая, что миссия современного образования - не просто отслеживать реалии и подстраиваться под существующие рынки, а определять, конструировать новую экономику, мы в республике внедряем проект (КОЭРСО) Комплексной оценки эффективности региональной системы образования. 

Привлекая к работе по оцениванию системы образования смежные ведомства, мы руководствовались тем, что экспансия в другие сферы деятельности должна привести к появлению нового финансового норматива, к изменению трансфертной заявки.

В рамках КОЭРСО внедряется проект электронного рейтинга муниципалитетов и школ, который позволяет  любому жителю РБ владеть информацией о состоянии образования в конкретной школе, в конкретном районе. Это обеспечивает внешнюю оценку и дает возможность при распределении средств перейти от принципа «деньги в обмен на обязательства» к принципу «деньги в обмен на эффективность».

В конечном итоге все, что мы делаем, направлено на удовлетворение потребностей общества, граждан и организаций в государственных услугах. В этом смысле потребителям важно как качество этой услуги, так и возможность быстрого и беспрепятственного доступа к ней. Неслучайно Президент и Правительство России поставили масштабные задачи по переходу в ближайшее время на оказание государственных услуг в электронном виде. В сфере образования необходимо переводить на цифровой режим наиболее массовые и социально значимые услуги, связанные с лицензированием и аккредитацией, поступлением в вузы и ссузы, подтверждением документов об образовании, со сдачей ЕГЭ. Реализация поставленных задач позволит существенным образом оптимизировать процедуры, связанные с получением госуслуг, значительно снизить временные и финансовые затраты граждан и организаций на их получение, сделать их прозрачными для общества. Потому, для нас представляет особую важность развитие электронной среды Нашей новой школы.

Правительство Республики Бурятия видит роль учреждений в сфере образования и науки не в обеспечении занятости работников этой сферы, а в решении задач социально-экономического развития региона. В этом смысле  любые изменения в данной сфере направлены не на экономию бюджетных средств, а на максимально эффективное их использование.

Бурятия сегодня готова сделать следующий шаг - перенести полученные результаты на всю систему образования и отработать  комплексный характер изменений через реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа". Система общего образования должна быть перенастроена на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям к развитию человеческого капитала. В связи с обозначенными приоритетами важно определить имеющиеся «дефициты» и конкретные задачи, которые предстоит решить в среднесрочной перспективе с учётом сегодняшней экономической ситуации.

Сегодня в Бурятии начата работа по внедрению стандарта начального образования в 53 пилотных школах. Важной составляющей новых стандартов является соответствие условиям обучения. Это позволяет нам максимально эффективно применить ФЗ-83 о совершенствовании правового положения госучреждений. Стандарты фиксируют требования, которые должны быть выполнены в образовательных учреждениях, а значит, - четко определять норматив финансирования.

Понимаем, что для этого необходимо дополнительное финансирование для создания соответствующих условий в образовательных учреждениях. Более 30 млн. руб. нужно для внедрения стандарта нового поколения только в пилотных школах республики. С обязательным его введением в соответствии с законом с 1 сентября 2011 года понадобится еще больше финансовых вложений.

Новая школа требует нового учителя. Исключительная актуальность этого направления связана не только с тем, что 2010 год является Годом учителя, но и с тем, что утверждение нового качества образования  требует новой квалификации  учителя и новой системы повышения его квалификации, а также современных механизмов  и принципов его аттестации. При этом очевидно, что сама система повышения квалификации учителя требует коренной  модернизации в направлении ее децентрализации, изменения подходов к финансированию,  изменения в содержании, формах и технологиях  обучения.

Проблему региональной системы повышения квалификации вижу в монополизме института повышения квалификации работников образования, недостаточная заинтересованность которого в совершенствовании своей деятельности тормозит развитие региональной системы образования. Скорость изменений, происходящих в региональной системе подготовки и переподготовки педагогических кадров,  существенно ниже темпов модернизации образования, нет механизмов мобильного распространения инновационных практик, возникающих в «точках роста».

Считаю необходимым  создать ваучерную систему повышения квалификации по опыту Самарской области в режиме персонификации государственных обязательств. Педагог может проходить обучение как в одном, так и в нескольких учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на право ведения данной образовательной деятельности.

При этом необходимые средства направляются в школу, учителю, и там решают, где и в какое время учитель будет проходить обучение, а нашей первоочередной задачей является создание возможностей для выбора программ повышения квалификации не только в специальных институтах, но и на базе вузов и инновационных школ.

Начались изменения в системе аттестации педагогов, в республике осуществляется постепенный переход к аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности. При этом у всех учителей, имеющих квалификационные категории, они будут сохраняться до конца срока их действия.

Не менее важным для обеспечения школ квалифицированными кадрами является усиление профессиональной подготовки учителей в вузах, модернизация системы педагогического образования. Отрадно отметить, что в числе первоочередных действий по реализации инициативы "Наша новая школа" - грантовая поддержка успешных выпускников вузов, которые изъявили желание работать в школе.

Хотел бы привлечь ваше внимание и к тому, что наряду с решением главной задачи - подготовкой квалифицированных специалистов, мы обязаны думать о проблеме трудоустройства молодых специалистов сферы образования, которые могут остаться без работы из-за неблагополучной демографической ситуации.

Полученные на сегодня результаты прогноза свидетельствуют, в частности, что развитие практически каждой из базовых отраслей экономики невозможно без решения как вопроса кадрового обеспечения, так и разработки, реализации инновационных технологий, базирующихся на новых знаниях. Именно поэтому модернизация системы профессионального образования становится исключительно важной в условиях перехода к инновационной экономике. При этом речь идет обо всех уровнях профессионального образования и о научно-техническом секторе. Введение в республике регламента формирования государственного заказа на подготовку кадров, регламента по установлению объемов и профилей подготовки в учебных заведениях профессионального образования является серьезной задачей для профессионального образования.
Говоря о профессиональном образовании, уместно сказать об успешно завершившемся в 2009 году в рамках ПНПО - отбора инновационных образовательных учреждений НПО и СПО. Всего за период 2007 - 2009 гг. денежное вознаграждение получили 7 учреждений НПО и СПО республики, общий объем финансирования только из федерального бюджета составил 109 млн. руб. Выявленные в результате отбора образовательные учреждения являются лидерами, успешно внедряющими инновационные программы, а самое главное - реально работающими на экономику региона.

Образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает разработку системы выявления и поддержки талантливых детей, разработки специальных индивидуальных образовательных программ и новых организационных форм поддержки. В настоящее время в системе образования Бурятии с учётом современных требований разрабатывается региональная модель выявления и сопровождения талантливых детей.

Следующим направлением образовательной инициативы является развитие современной школьной инфраструктуры. Решение проблемы «ветхости школ» может быть успешно только при тесном взаимодействии всех уровней власти и при поддержке социальных партнёров. При всех сложностях экономического кризиса необходима федеральная программа строительства новых школ и детских садов, реконструкции имеющихся на условиях софинансирования с регионами. Но современная школа - это не только эстетичное здание, благоустроенная территория и оборудованные кабинеты. Нам предстоит очень серьезно поработать над формированием психологически здоровой среды школ, обеспечением индивидуализации обучения, комфортности организации учебного процесса.

Большим подспорьем для республики является факт включения в перечень объектов Плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства 22 объектов образования Республики Бурятия, из них 10 школ, 11 детских садов и 1 профессиональное училище с выделением финансовых средств из федерального бюджета. 

Сегодня, поднимая вопросы совершенствования образования детей, мы не можем обходить тему укрепления их здоровья. Здоровье человека – это важный показатель его личного успеха. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это первоочередные меры по данному направлению.

Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Расширение самостоятельности школ создает условия, когда школа становится не только финансово самостоятельной, но и ответственной за конечный результат. Школа становится эффективной в расходовании бюджетных средств, эффективной  в создании условий для реализации образовательной программы, открытой развивающейся системой, способной за счет взаимодействия со средой активно перестраивать и обновлять содержание и формы деятельности.

Ключевым моментом, необходимым для расширения самостоятельности школ, станет введение в действие закона о совершенствовании правового положения государственных учреждений в соответствии с Федеральным законом № 83. На сегодняшний момент на уровне республики уже сформирован проект плана по реализации указанного закона, идет работа и на уровне районов.

Наиболее перспективной формой, способной обеспечить инновационные принципы развития образования, многократно повышающие его экономическую и образовательную самостоятельность, резко увеличивающую степень государственно-общественной  кооперации в образовании мы считаем, безусловно,  автономное  учреждение. 

Мы сегодня очень активно включаемся в обсуждение Новой Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., где будет использован механизм поддержки тех, кто динамично движется. Данный принцип задает стратегическую цель  Правительству Бурятии в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

•    обеспечение инновационного характера базового образования;

•    модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

•    создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

•    формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Дальнейшая модернизация общего образования требует масштабных, системных  изменений, вовлечения образовательных учреждений в процессы инновационного социально-ориентированного развития региона. 

Нужна  эффективная интеграция образования, науки и бизнеса, которая выступает действенным инструментом развития инновационной экономики. При этом для реализации современных, более сложных моделей интеграции и адекватных им финансово-экономических механизмов требуется существенная корректировка норм законодательства.

На наш взгляд, долговременное устойчивое развитие республики возможно в первую очередь за счет эффективного использования накопленного инновационного потенциала научно-образовательных учреждений, который сегодня не имеет реального выхода из-за отсутствия системы поддержки и инфраструктуры для вновь создаваемых инновационных предприятий.
Для перевода экономики республики на инновационные рельсы Правительство Бурятии предлагает создать в городе Улан-Удэ Восточно-Сибирский научно-образовательный инновационный комплекс как центр внедрения инновационных разработок ВУЗов и научных учреждений.

Задача комплекса – создание центра, в котором востребованная научная разработка будет проходить весь путь от идеи до продукта, имеющего потребительские качества.

В комплексе должен быть создан полный набор необходимый для внедрения инновационных продуктов инфраструктуры, а именно: центр коммерциализации, бизнес-инкубатор, технопарк, универсальная производственная база с соответствующим оборудованием, конструкторское и технологическое бюро, централизованная бухгалтерия и юридическая консультация.

Создание комплекса позволит оптимизировать расходы ВУЗов и научных учреждений, так как отпадет необходимость дублирования инфраструктуры  и это позволит эффективнее заниматься инновационной деятельностью. Сам комплекс и все входящие в него предприятия будут пользоваться набором льгот и преференций, разрешенных для инновационных предприятий, что снизит их издержки в самый трудный период разработки и внедрения производства первой партии инновационного продукта.

В рамках комплекса будет создана система кооперации ВУЗов и научных учреждений по подготовке кадров для малых инновационных предприятий, предусмотрена единая информационная база научных разработок как регионального, так и федерального уровня.

В заключение, хочу отметить, что Бурятия выступила с инициативой создания Ассоциации руководителей  образования российского уровня, которая призвана стать новым  участником образовательного пространства России. Мы особо отмечаем важность этого шага, поскольку ключевым принципом деятельности указанной ассоциации должен стать принцип саморегулирования. Данная инициатива будет презентована на берегу Байкала.

Завершая свое выступление, выражаю уверенность, что Байкальский образовательный форум стал площадкой проектирования будущего,  создания  механизмов дальнейшего  развития  результатов и эффектов  комплексных проектов  модернизации образования в рамках реализации национальной инициативы «Наша новая школа».

Бурятия сегодня – это регион с динамично развивающимся производственным потенциалом и благоприятным инвестиционным климатом, что делает ее одной из наиболее привлекательных территорий России. Республика открыта для реализации новых серьезных проектов в сфере образования. Мы постоянно работаем над созданием максимально благоприятных, выгодных и комфортных условий для развития проектной деятельности.

Этот Форум проходит в Год учителя, поэтому дорогие учителя, уважаемые ветераны педагогического труда, попечители образования и гости нашего Форума! Примите самые искренние слова признательности, ведь труд учителя во все времена был и всегда останется главной основой будущего страны, её интеллектуального потенциала, развития экономики, науки, культуры, всех направлений труда и творчества человека. Считаю важным в Год учителя осуществить на всех уровнях социальную поддержку работников образования, провести работу по улучшению жилищных условий молодых специалистов, довести заработную плату учителя до уровня среднемесячной зарплаты по экономике.

Дорогие друзья, желаю Вам плодотворной работы, эффективного взаимовыгодного сотрудничества, в том числе с Республикой Бурятия, а также желаю процветания системе образования России!

Благодарю за внимание.

 

Соб.инф.

система комментирования CACKLE





АНО "Институт проблем образовательной политики "Эврика": Cеминары и конференции | Библиотека | Сведения об организации
Адрес: Москва, 105187, ул.Щербаковская, д.53, стр.17, офис 207, тел. 8-495-247-58-00 E-mail: eureka@eurekanet.ru
Все права за Институтом проблем образовательной политики "Эврика" © 2001-2018


 Rambler's Top100